С. Сом, главы из повести «Пещеры – Человечество – Космос»




ВРЕМЯ ПРОШЕДШЕЕ – ПРАКТИКА:




Поскольку практика древних времён составляла одно целое с мифологической стороной бытия, однозначно разделить спелеоастрономические достижения древних на “практические” и “эзотерические” в принципе невозможно. Поэтому, дабы охарактеризовать практическую сторону древней спелеоастрономии, я, после неизбежной реминисценции, поведаю о некоторых находках материально-вещественного рода, связанных с миром подземли – затем приведу их астрономическое толкование современных исследователей и собственно спелеоэзотерические взгляды древних на мир.

– Прежде всего напомню: роль пещер в жизни человека представляется многими исследователями крайне искажённо. С одной стороны, по страницам массовых изданий кочуют ничем не подкреплённые измышления, что все наши предки, якобы, обитали в пещерах; с другой — истинное значение пещер в истории человечества не просто недооценивается,– многие культурологи и археологи не имеют о нём реального представления.

: Как было показано в предыдущих главах, наши предки далеко не во всех случаях предпочитали пещерные убежища прочим. В условиях периодического истощения источников пищи, стихийных бедствий и вынужденных миграций относительно лёгкое жилище из костей мамонта, жердей и шкур было предпочтительнее стационарного пещерного дома; более надёжным жилищем являлись землянки – в сооружении которых наши предки не просто преуспели: археологи находят подобные ПАС весьма значительного объёма и топологической сложности, во многих из которых с комфортом могло разместиться целое племя. Как известно, и сейчас племена и народы, исповедующие “мезолитический образ жизни”, брезгуют пещерами, как местом постоянного обитания, предпочитая им шалаши, яранги, вигвамы, землянки и чумы. И это происходит даже в таких краях, как Огненная Земля, Оркнейские острова, Чукотка и Камчатка – где пещеры, удобные для жилья, имеются в достатке; климат же, казалось, просто обязан загнать людей в относительно тёплые в зимнее время года подземные полости —

— но этого не происходит. В тоже время местные шаманы с успехом пользуют пещеры для своих ритуальных надобностей; известны пещеры, традиционно почитаемые сразу у нескольких племён и служащие своего рода консолидирующими культурно-религиозными центрами, непосредственно связанными в сознании чукчей, эскимосов, коряков и эвенков с исповедуемой ими картиной мироздания. Как правило, эти пещеры тщательно оберегаются от взглядов любопытствующих геологов, туристов, археологов и спелеологов,– лишь человек, прошедший определённые ступени посвящения, может посетить их – и то не с праздной целью. Аналогичное отношение к пещерам сложилось у многих племён и народов Африки и Америки, у аборигенов Австралии.1 По-видимому, это отношение к миру Подземли было свойственно всем нашим предкам в палеолитическую, мезолитическую и неолитическую эпохи.

Веским аргументом в поддержку данной точки зрения служит факт отсутствия значительного слоя копоти на сводах пещер, обитаемых, согласно находкам, во времена мезолита и неолита: даже так называемые “курные избы”, что топились по чёрному, за несколько лет эксплуатации обрастают сантиметровым слоем жира и копоти – удаление которого с потолка и стен весьма проблематично,– что же говорить о пещерах, в которых, согласно находкам, в течение тысяч лет должно было обитать целое племя? При этом известно, что дизайну помещения во многих таких пещерах уделялось должное внимание ( стены, например, обмазывались глиной; производилась перепланировка ходов и гротов специальными кладками ); возможно, как-то зачищался и слой сажи на потолке — но не на пятиметровой же высоте в отсутствии складных стремянок! И уж подавно – не в узких щелях свода, служивших в ряде пещер естественными дымоходами. < О том, каким слоем копоти покрывались эти щели во время разработок известняка в каменоломнях, знает каждый спелестолог – при этом речь идёт лишь о копоти от лучинок и масляных светильников, что скопилась не за тысячи — максимум, за десятки лет,– какой же слой сажи и жира должны были оставить за тысячелетия на сводах пещер костры для обогрева и постоянного приготовления пищи?.. > При этом археологические находки однозначно свидетельствуют: пещера была обитаемой протяжённое время. Да только меж периодическим посещением ( шаманами или значительным количеством людей в случае стихийного бедствия ) и постоянным обитанием всем племенем с неизбежным приготовлением пищи, кострами для обогрева и освещения — “дистанция огромного масштаба”. В отсутствии должного слоя сажи и выражающаяся. Впрочем, данная точка зрения была “еретической” лишь до последних лет – сейчас ведущие исследователи эпохи неолита разделяют её: «Хотя так называемые “пещерные люди” украшали пещеры яркими росписями и резьбой по камню, они редко жили в них. Гораздо более обычными были шатры из шкур и другие сооружения, включая прочные жилища из костей мамонта.» [ Peter James, Nick Thorp – «Ancient inventions», 1994 ].2

: Конечно, какие-то племена в редких случаях использовали пещеры и для жилья – но в основном они служили исключительно культовым целям и являлись прообразами средневековых монастырей ( в которых по необходимости в случае опасности могло укрыться всё племя – одновременно защищая святилище ),– отсюда происходит практика создания подземных храмов: вначале в естественных пещерах, затем вырубаемых или выкапываемых под землёй искусственно. В принципе, ещё никто не доказал, что пещерные находки кострищ и иных следов обитания древнего человека под землёй – производные жилого, а не культового быта. Более того: как правило, имеющиеся в пещерах росписи делались как можно дальше от входа, в их наиболее укромных и тайных частях; нередки в таких удалённых гротах сооружения алтарного типа.3 Что, конечно, впрямую свидетельствует о культовом значении пещеры в жизни древнего человека.

Вспомним о влиянии, что Подземля оказывает на развитие наших творческих способностей ( составом своего воздуха и информационной изолированностью от внешнего мира ); прибавим к этому известные религиозные практики уединённого пребывания под землёй в целях сосредоточения и просветления, в целях овладевания внутренним микрокосмом4,– а также обряды ( например, подготовку к инициации и дефлорации ), что проводились нашими предками исключительно в пещерах — и станет ясно: без сомнения, пещеры занимали в мировоззрении человека каменного века достаточно важное место. Но не бытовое – культовое. Неотделимое от общей картины мироздания.

И, конечно, не могли не повлиять на развитие не только мировоззрения наших предков – но и их интеллекта.

— Теперь перейдём к непосредственным пещерным находкам, имеющим твёрдо установленную “связь с небом”:

Наиболее частые находки пещерной миниатюрной скульптуры со времён палеолита – так называемые “пещерные / или палеолитические / венеры”. Как правило, это статуэтки обнажённых женщин высотой 5 ÷ 10 см, иногда 12 ÷ 15. Сексуальные формы их весьма гипертрофированны; многие исследователи склонны отождествлять их с символами плодородия Земли — однако, в палеолите земледелия, как такового, не существовало: палеолитический человек добывал себе пищу исключительно охотой и собирательством; значительно реже – рыболовством. Что от охоты тогда мало отличалось. А потому если это некие “символы плодородия” – то символы не плодородия земледельческих культур, но плодородия мира вообще, “овеществляемого” древним человеком через наиболее близкий ему, простой и конкретный образ. < Недаром в шаманизме, то есть в проторелигии мезолита, образ Земли, Мира однозначно персонифицируется в женщине. > Важный момент: статуэтки часто изображают обнажённых женщин без глаз, носа, рта или ушей; иногда лицо прикрыто характерной нашлёпкой-шапочкой,– то есть намеренно деперсонифицировано ( при этом детали, подчёркивающие женские признаки, выполнены весьма реалистично). Многие такие статуэтки держат в руках подобие рога с насечками – символ лунного месяца. Если о сельскохозяйственной зависимости от времён года и “лунных циклов” речи ещё идти не могло,– что в понятии “плодородия мира” связывали с рождающимся месяцем палеолитические скульпторы?.. Наиболее простой ответ: уже тогда наши предки имели ясное представление о биоритмологии и определённо связывали с небом, с космическими силами, ритмы человеческого организма. ( По крайней мере, женский менструальный цикл. ) То, что находят такие статуэтки в местах отправления подземных культов, выделяет их из сонма прочих скульптурных находок.

В 1987 году в пещере Байловского комплекса болгарские археологи обнаружили настенные изображения фаз Луны, сделанные чёрной органической ( гуано + сажа ) и лиловой минеральной ( охра ) красками; возраст изображений – 3.000 лет до н. э. Изображения фиксируют календарную последовательность выполнения ритуалов; предполагается, что они служили целям обучения будущих шаманов. Астрономическая символика ( астральные и солнечные знаки, календари, композиции с космогоническим содержанием ) обнаружены на стенах многих болгарских пещер.

В 1979 г. на Кегерском нагорье в Дагестане были обнаружены оригинальный конструкции солнечные календари, созданные 10 ÷ 12 тысяч лет назад в массиве горных пород. На вертикальной скале размещались изображения-символы, обозначающие сев, сбор урожая, молотьбу, гром и т.д. Как показали точные замеры, луч солнца, проходя в древности через узкие каналы-визиры на вершине горы, освещал тот или иной знак на календаре, показывая время начала работы на полях, ритуальных праздников, дату летнего солнцеворота.

В пещере Чокурча ( Крым ) А. Столбунов нашёл в 1979 году лопаточную кость мамонта со множеством нанесённых на неё точечных изображений; возраст находки датируется 11 ÷ 10 тысячелетием до н. э. Астроном В. М. Чернов отождествил эти изображения с участком звёздного неба северного полушария, включающем 16 созвездий и 102 звезды.

В пещерах Вогистана найдены надписи, сопровождаемые астрономическими картами, фиксирующими звёзды в том положении, в котором они находились 13 тысяч лет назад. На них есть линии, которые связывают Венеру с Землёй.

На острове Наксос ( Эгейское море ) греческий археолог А. Петрохилос обнаружила много пещер и гротов с астральными знаками ( 4.000 ÷ 3.000 лет до н. э. ),– среди них выделяются спирали, символизирующие, по мысли некоторых исследователей, смену зимы летом, зодиакальные и солнечные знаки.

А. Нуньес-Хименес описал несколько пещер Кубы и Венесуэлы с концентрическими красными и чёрными кругами, олицетворяющими день и ночь; некоторые круги перечёркнуты стрелой, направленной в сторону восхода Солнца.5

На стенах некоторых пещер ( например, Трёх Братьев – Франция, возраст изображений 17 ÷ 16 тыс. лет ) имеются ритуальные гравировки и рисунки рыб, змей, птиц и растений, что служили нашим предкам для обозначения времён года; иной раз эти изображения, выполненные в привходовом гроте пещеры, расположены так, что солнце при своём движении по небосклону освещает их в строго определённые дни – чтобы добиться этого, нашим предкам приходилось приложить существенные усилия для перепланировки пещеры и создания в её своде нужно ориентированных отверстий. Часто такие пещеры служили местом захоронения видных представителей племени; иной раз место захоронения создавалось искусственно ( представляя собой в данном случае КП или ПАС ) – но всё с теми же специальными календарными световыми отверстиями и с расположенными против них каменными стелами или рисунками.

В пещерном монастыре Красен ( Болгария, XIII в. ) имеется келья, в стене которой пробито овальное отверстие диаметром около 30 см, длиной более 1 метра. Против отверстия находится ниша для иконы; согласно расчётам, солнечный луч в соответствии с календарём того времени должен был освещать икону два раза в год: на Сретенье ( 2 февраля ) и в Преображение ( 6 августа ). Так христианство переняло у язычества не только календарные праздники, идею исхиазма и практику строительства подземных культовых учреждений — но и практические методики спелеоастрономического рода.

Наиболее древние из известных нам гробниц в Бретани ( 4.700 лет до н. э. ) обнаруживают твёрдую привязку своих входных отверстий к сторонам света; находящийся в Тиауанако Подземный Храм, представляющий ПАС засыпного типа, имеет дверные проёмы, ориентированные на восход солнца – как, впрочем, и ряд окружающих его гробниц. Храм Каласасайя разделяет солнечную ориентировку с соседним Подземным Храмом; эта ориентировка соединяет два монумента во время весеннего и осеннего равноденствия, в жизненно важные моменты сельскохозяйственного года: «Конкретнее, утром в день равноденствия лучи Солнца делят надвое Подземный Храм и освещают центр монументальной лестницы в Каласасайе.» [ Peter James, Nick Thorp – «Ancient mysteries», 1999 г. ].

При раскопках в одной из пещер Китая6 найден панцирь черепахи, датируемый XIV в. до н. э. На нём иероглифами записано сообщение о появлении на небе новой яркой звезды; сейчас на этом месте астрономы наблюдают пульсар, активно излучающий не только в радио, но и в гамма-диапазоне,– таким образом это, по-видимому, первое сообщение о вспышке сверхновой звезды. Так как возраст пульсара современными астрофизическими методами определяется безошибочно ( он напрямую связан с периодом его вращения и особенностями радиоизлучения ), возникла возможность проверить археологическую датировку записи, чей возраст поначалу был определён археологами по совокупности окружающих находок. Астрономическая и археологическая датировки полностью совпали – об этом факте не мешает знать всяким свихнувшимся фоменкам, что с пеной у рта отстаивают тезис о том, что мировой истории, якобы, не было. Кстати, возраст многих пещерных находок возможно очень точно определить по перекрывающим их натёчным образованиям – что, в свою очередь, точно датируются изотопным способом.7

В 1054 году вспыхнула самая знаменитая ( ныне ) сверхновая звезда в созвездии Тельца; её остатки под видом Крабовидной Туманности с находящимся в центре пульсаром не только вдохновляют поколения поэтов, писателей-фантастов и борзописцев, “шкрябающих” нечто об астрономии — без преувеличения можно сказать, что половина современной астрофизики обязана своим существованием изучению этого уникального объекта. Китайские астрономы пронаблюдали и тщательно описали рождение новой, как им показалось, звезды ( блеск её в максимуме был столь сильным, что превосходил планету Венера, приближаясь к лунному; по свидетельствам очевидцев, она в ночное время заставляла предметы отбрасывать тень ),– рукописи с сообщениями об этом явлении были обнаружены в пещере.

В средневековой Европе хронисты, к сожалению, не оставили нам упоминаний о данном небесном явлении ( возможно, “погода не позволяла” – или особенности феодальной охоты ),– но индейцы Северной Америки уделили вспышке сверхновой должное внимание. В пещере Галас ( Нью-Мексико ) в 1990 году были обнаружены глиняные чаши, расписанные изнутри. На них часты изображения Кролика, символизирующего Луну; на одной из чаш скрючившийся Кролик держит в лапе круглый предмет с исходящими из него лучами,– взаимное положение сверхновой и серпа Луны соответствует наблюдениям китайских астрономов. Это же событие отражено на скальной плите вулканической Папоротниковой пещеры в Калифорнии: древний художник изобразил участок звёздного неба со звёздами Альтаир, Вега, Арктур, Спика, Антарес, Регул, серп Луны и сверхновую в созвездии Тельца. Американский астроном Р. Престон считает, что пещерные обсерватории в Калифорнии XII ÷ VII вв. до н. э. являются аналогом мегалитических обсерваторий первого тысячелетия до нашей эры в пустыне Аризона.

Что крайне примечательно в подземно-строительной культуре анасази – это специальные подземные храмы, так называемые кивы. Все они чётко ориентированы по сторонам света; имеющиеся на поверхность выходы и смотровые окошки ориентированы на точки восхождения светил, занимавших в мифологии анасази ключевые значения. Помимо этого, стены кив расписаны рисунками на астрономические темы; некоторые из рисунков ( кивы каньона Чака ) изображают взрыв сверхновой звезды, что произошёл в созвездии Тельца в 1054 году нашей эры.

Американские и европейские спелеоастрономы сейчас осуществляют проект поиска изображений сверхновых и новых звёзд на стенах пещер и утвари наших пращуров; считается, что с одной стороны, данная информация дополнит наши сведения о подобных звёздах – с другой поможет исключительно точно датировать пещерные находки.

В заключение “ретропрагматического” обзора поведаю о наиболее знаменитом из древних спелеоастрономических комплексов. Им считается массивная каменная гробница с внутренним покоем, сооружённая около 3.500 года до н. э. в долине Бойн ( Ирландия ). Длинный коридор ведёт из центрального помещения к дверному проёму на склоне кургана, у подножия которого установлен большой валун, покрытый резными спиралями. Над входом находится необычный элемент конструкции, названный “чердачной щелью”. Это узкое отверстие открылось только после долгих раскопок, выполненных Майклом и Клэр О’Келли из Коркского университета. Оно было забито крупными кусками кварца, впоследствии тщательно удалёнными. После реставрации входного коридора было замечено, что в день зимнего солнцестояния лучи солнца проникают в “чердачную щель”, освещают коридор, а затем и погребальный чертог, расположенный в центре кургана. Этот феномен произвёл огромное впечатление на Клэр О’Келли:

«Трудно сохранить скептическое отношение к происходящему, когда видишь – как это было со мной,– когда тонкий луч солнца скользит по коридору в самое мрачное время года, пока тьма внутреннего чертога не начинает рассеиваться. По мере того, как солнце поднимается над горизонтом, внутри становится всё светлее. Если выглянуть наружу, то можно увидеть шар солнца, красиво обрамлённый прорезью “чердачной щели” и с восторгом осознать, что за весь год это единственный короткий период, когда солнечный свет разгоняет мрак, царящий в древней гробнице.»



* * *


— Цитата из Э. Тайлора:

«В силу самого простого поэтического сравнения с ежедневно восходящим и заходящим солнцем, олицетворяющим человеческую жизнь в прелести рассвета, блеске полудня и в угасании при закате, мифическая фантазия установила в религиозных верованиях всего мира, что страна отошедших от нас душ лежит на далёком западе или в подземном мире».

– О, если б это было так просто!..

«В науке, а особенно в биологии и истории немало примеров тому, что исследователи, изучающие отдельные частности данного предмета, приобретают сильное ( и в конечном счёте ошибочное ) представление, будто весь предмет в целом не поддаётся изучению. С другой стороны, я совершенно убеждён, что те, кто рассматривают предмет со слишком большого расстояния, принимают за истину свои ограниченные знания.»

: Карл Саган, «Драконы Эдема».

«Говоря по чести, разве не должен говорящий знать правду о том предмете, про который он говорит?..»

: Платон, “Федр”.

: Как спелеологу и спелестологу, мне смешно читать измышления о Мире Подземли, написанные дилетантами, журналистами или светилами “официального научного мира” – безусловно, светилами в своей области знаний,

– однако, что до их спелеологического опыта…

Ну как может всерьёз трендить о бытовых особенностях “пещерной жизни” наших предков,– как и об их мифологии кабинетный историк – или о проблематике САЯ психолог, ни разу в жизни не ступавший под землю иначе, чем для посещения метро или подземного перехода?..

: Оказывается, может. Только цена его рассуждениям…

: Определённая, в общем. По крайней мере, с точки зрения спелеолога.

Но именно эти люди пишут нам учебники и возглавляют так называемые “научные школы”. В соответствии с постулатами которых фильтруются археологические находки — что хоть как-то противоречит господствующей на данный момент “общепринятой” точке зрения, отбрасывается, как сор. Либо объявляется подделкой. Любые сообщения, что выходят за рамки рождённого в кабинетной тиши “здравого смысла”, в лучшем случае не принимаются к сведению. Респонденты объявляются лжецами.

В результате чего гальванические элементы и линзы древних шумеров 60 лет валяются в запасниках багдадского исторического музея, как ничего не значащие побрякушки – пока случайно ( ! ) не попадают на глаза инженеру-электрику. Модель планера, найденного в Саккаре [ Северный Египет ] в 1898 году, до 1969 года считалась причудливой детской игрушкой, пока доктор Халил Мессих, авиатор-любитель, не обратил внимание “просвещённого научного сообщества”, что хвостовое оперение этой “игрушечной птички” вертикальное, а несущие крылья не имеют ничего общего с птичьими –

: хирургическое мастерство неандертальцев, производящих успешные операции на черепе, до самого последнего времени отвергалось “просто потому, что этого не могло быть”.

– И так далее, по всем пунктам.

: Олард Диксон, по одному из своих образований историк, изучил иврит и его древнейшую разновидность только для того, чтоб иметь возможность без ангажированных подсказок ознакомиться с текстом Библии в оригинале. Ради действительного, а не мнимого изучения культуры мезолита он провёл месяцы средь коряков и чукчей, в совершенстве овладел наречиями народов Сибири, Алтая и Дальнего Востока; прошёл Посвящение и получил имя Оранжевый амба-шаман Верхнего и Нижнего Бис Эльвиль.

: Эра однобоких специалистов проходит. Был период в развитии европейской научной мысли, когда упёртый материализм вроде бы доказал миру право на свою “единственно верную” и исключительную точку зрения на всё на свете — к каким катастрофам и трагедиям это не раз приводило в развитии “материалистической науки”, хорошо знают её историки: метеоритам запрещалось падать с неба, континентам дрейфовать, генам – существовать; кибернетика объявлялась приспешницей империализма, селекция – махрового идеализма; астрофизики, разделявшие теорию Большого Взрыва, отправлялись на лесоповал за богоискательство; Саутуола, открывший пещерную живопись, был объявлен сумасшедшим и мистификатором одновременно; великий Кювье запретил эхолокатор летучих мышей, как “идеалистический” — примеров такого рода можно привести не сотни: тысячи,–

– и был период в развитии инженерно-научной мысли, когда специалист считался тем ценнее, чем лучше знал свой конкретный вопрос и не заморачивался на прочие. Но «полнота специалиста подобна флюсу»,– что может он сказать о вопросах, которые возникают в наше время исключительно на стыке разнообразных научных дисциплин?..

— Да ничего. Потому что по определению не способен в них разобраться. Как подмастерье, он по-прежнему будет необходим на “чёрной кухне науки”; как вперёд смотрящий не просто бесполезен — вреден по меньшей мере. Ибо норовит не смотреть прямо – косит в единственно видимом ему направлении.

: Эра учёных-энциклопедистов возвращается на принципиально новом уровне. Сотне суждений о Подземле кабинетных специалистов я предпочту мнение человека, что жизнь свою не мыслит вне Белого Камня — и при этом владеет должными медицинскими, физическими, геологическими и историческими знаниями. Тысяче суждений о неолите кабинетных историков – выводы человека, знающего культуру наших предков изнутри. И при этом равно разбирающегося как в физике, так в эзотерике; как в истории – так в астрономии, математике и лингвистике. И не меньше – в литературе; ибо нужно не только понять суть какого-то явления — нужно уметь внятно донести до иных людей понятое тобой.

А потому мнение Оларда Диксона и прочих современных исследователей шаманизма о культуре неолита для меня неоспоримо важнее, чем суждения зашоренных упёртым материалистическим атеизмом “кабинетных специалистов” по нашему историческому прошлому.

Мнение спелеологов и спелестологов, непосредственных участников наблюдения САЯ, столь же весомее, чем пустой трендёж тех, кто ещё совсем недавно любого диссидента, не моргнув глазом, был готов объявить шизоидной личностью.

И конечно, в интерпретации спелеоастрономических комплексов наших предков и спелеоастрономических находок, в том числе скульптурных и граффити, я предпочту суждение астронома, имеющего реальное представление о расположении небесных светил в прошлом, болтовне кабинетного кекса – что об астрономии и пещерах имеет примерно равное представление.

То есть — нулевое.



1 Племена догонов, например, в пещерах не живут – но их жрецы активно используют пещеры не только для проведения обрядов, но и в качестве своеобразных “библиотек”, хранящиеся в которых материальные предметы вкупе со стенной росписью повествуют об удивительно-точной картине мироздания, сложившейся у предков догонов ещё в мезолитическое время. < Часть этих пещер естественного происхождения, часть создана искусственно; о времени их создания никто из исследователей не имеет ни малейшего представления – сами же догоны приписывают их мифическим предкам, от которых, собственно, и почерпнули свои удивительные знания. >

2 Отрадно видеть, как Истина понемногу-таки пробивается сквозь предрассудки и предубеждения материалистически-кондовых представлений — что в своё время, как известно, отказывали нашим предкам в праве на изобразительное искусство, затем на нейрохирургические операции… Осталось подождать светлого момента, когда ортодоксальная наука согласится с тем, что наши мезолитические предки ( как минимум, в лице немногих просвещённых шаманов ) имели об устройстве Вселенной гораздо более точное представление, чем, скажем, европейская наука во времена Возрождения.

3 Г. Н. Матюшин «История древнего мира – тайны цивилизаций» [ “АСТ-пресс книга”, Москва, 2002 ]. Помимо культового, ещё одно “нежилое” применение нашими предками пещер – хозяйственное: в качестве склада припасов ( многие пещеры – естественные холодильники ); известный археологический факт: наши предки содержали в некоторых пещерах пещерных медведей и гигантских ленивцев – гринотериев,– по сути, первых домашних животных. Отсюда берёт начало культ Медведя, предшествовавший в среднем палеолите ( 100.000 ÷ 35.000 лет назад ) распространившемуся в верхнем палеолите ( 35.000 ÷ 12.000 лет назад ) культу Мамонта.

4 Например, монахи ламаистских дацанов проводят в подземных кельях годы – и именно для раскрытия своих “сверхспособностей”; практика уединённой подземной молитвы вызвала к жизни в христианстве учение о так называемом исхиазме — как было показано в предыдущей главе, эти практики современных религий являются прямым наследованием ( заимствованием ) мезолитических шаманских практик.

5 Возраст рисунков точно не определён; согласно некоторым сообщениям кубинской и испанской печати [ газета “Боэмия”, в частности – серия публикаций в семидесятых и восьмидесятых годах ] спелеологическая оценка возраста ряда изображений, перекрытых натёчной корой, “уходит” за 12.000 лет,– данную точку зрения оспаривают археологи, убеждённые, что заселение человеком этих мест произошло гораздо позже. В начале семидесятых археологи указывали цифру в 1.000 лет до н. э.; в восьмидесятых опустили её до 5.000 лет,– при том, что радиоуглеродная датировка ряда находок указывает, что Мезоамерика была заселена выходцами из Азии уже 20.000 лет назад.

6 Информация из “Занимательной спелеологии” В. Н. Дублянского – естественно, названия пещеры Автор не сообщает,– так что скептически настроенный Читатель может этому сообщению не верить.

7 Для любого спелеолога очевидно: натёчные образования имеют внутреннее строение, сходное с годовыми древесными кольцами – как и у дерева, каждый слой натёка соответствует “прожитому” растущим образованием году. Современные методы исследований позволяют выделить из этих слоёв группы редких элементов ( например, теллур или таллий ) и по их изотопам точно определить не только возраст каждого слоя натёка – но и особенности палеоклимата во время роста натёка; по вкраплениям пыльцы – состав флоры. [ см. «Nature», 1984 г. ] Также достаточно уверенно фиксируются любые изменения радиационной и палеомагнитной обстановки на поверхности в соответствующую эпоху ( что даёт нам ценнейшую информацию о дрейфе континентов, смещению магнитной оси Земли, вспышках сверхновых звёзд ),— это-ли не “палеоспелеоастрономия в чистом виде”?!