С. Сом, главы из повести «Пещеры – Человечество – Космос»




ВРЕМЯ ПРОШЕДШЕЕ – ЭЗОТЕРИКА:




«Я использую здесь слово “миф” не в его нынешнем значении ( как нечто, противоречащее фактам, хотя и ставшее широко распространённым поверьем ), а в смысле, который оно имело прежде. Миф — это метафора того, что невозможно описать никаким иным образом.»

: Карл Саган.


К эзотерической составляющей древней спелеоастрономии относятся комплексы преданий и легенд наших предков, составляющие основу их мировоззрения и имеющие безусловную связь с представлениями о подземном мире – что не только не воспринимался в “отрыве” от общей картины мироздания, но и составлял её неотделимую и важнейшую часть. Поскольку мифы инков, ацтеков, ольмеков, майя, тольтеков, шумеров, египтян, греков, индусов и китайцев, с одной стороны, достаточно “озвучены” современной литературой – с другой, представляют собой этнически изолированные варианты развития одних и тех же начальных положений ( сложившихся в пред-мезолитическую эпоху ), я не буду пересказывать их – но обращусь к источникам, что являются ключевыми и в тоже время менее доступными: книгам О. Диксона «Шаманизм: учение клана Ворона» [ “Рефл-бук”, Москва, 2000 ], Мориса Котрелла «Пророчества Тутанхамона» [ “Эксмо-пресс”, 2002 ] и уже цитировавшемуся мной замечательному двухтомному труду британских учёных – историка Питера Джеймса и археолога Ника Торпа [ Peter James, Nick Thorp – «Ancient inventions», 1994; Peter James, Nick Thorp – «Ancient mysteries», 1999. ]

«Если принимать во внимание тесную связь между наблюдением небесных тел и религией – связь, которая проявляется ещё и в том, что древние астрономы обычно были жрецами – не удивительно, что результаты их трудов часто “встраивались” в религиозные монументы. Пять тысяч лет назад входной проём мегалитической гробницы в Ньюгрейндж ( Ирландия ) был специально проложен таким образом, чтобы лучи Солнца падали в центр гробницы в день зимнего солнцестояния. [ … ]

В других курганных погребениях этого периода есть сходные ориентировки и приспособления для проникновения солнечного света. Но, несмотря на красочный эффект, их нельзя путать с научной астрономией: ширина проходов такова, что, к примеру, в Ньюгрейнже солнечные лучи попадают внутрь гробницы в течение нескольких дней, до и после зимнего солнцестояния. В любом случае, единственными “наблюдателями” были мертвецы, погребённые внутри. Мы можем считать это разновидностью ритуальной астрономии, где важные моменты и поворотные точки годового солнечного цикла отмечались особыми обрядами и празднествами в честь усопших.»

«Расположение пирамид в Гизе таково, что отражает расположение звёзд созвездия Ориона, традиционно игравшего в мифологии египтян ведущую роль. Сами пирамиды пронизаны всевозможными ходами-штольнями – расположенными как выше уровня горизонта, так и в подземных основаниях пирамид. Назначение части из них до сих пор не вполне понятно, но известно, что некоторые из этих ходов, зачастую уже диаметра человеческого тела, были предназначены для скорейшего попадания души фараона на небо – для чего ориентированы на созвездие Ориона в определённые, значимые дни.»

«В эти дни южные штольни, ведущие из Камеры Царя и из Камеры Царицы в пирамиде Хеопса, указывают на Сириус; штольня, ведущая на север из Камеры Царицы, показывает на Бету Большой Медведицы, которая в египетской мифологии ассоциируется с космическим возрождением и бессмертием души; северная штольня из Камеры Царя указывает на Альфу Дракона, ассоциирующуюся с плодородием.»

Культ мёртвых был не просто широко распространён – занимал центральное место в мировоззрении древних египтян. По ироничному заключению многих исследователей < помним: в каждой шутке есть доля шутки >, египтяне всю жизнь занимались тем, что готовили себя к загробному существованию1 и однозначно соотносили Мир Подземли с Царством мёртвых ( что не мешало им в тоже время считать, что место души человека после смерти на небе ). Описания подземного мира с соответствующими картами и схемами занимают в их литературном творчестве изрядное место – но все эти описания весьма далеки от описаний конкретных подземных пустот. Согласно современным литературным взглядам, их можно отнести к жанру научной фантастики и фэнтези.

«Погребальные тексты стали получать самое широкое распространение во времена Второго переходного периода ( 1650 ÷ 1550 гг. до н. э. ),– кульминацией этого процесса стало создание «Книги Мёртвых» ( заклинания для “выхода днём” ), «Книги Врат» ( “книга входа” ), «Книги Пещер» и других менее значительных сборников.»

«В гробнице Рамзеса VI ( 1143 ÷ 1136 гг. до н. э. ) при входе обнаружена «Книга Врат»; на следующем уровне подземелья «Книга Пещер», а возле самого саркофага «Книга Царства Мёртвых».

На “карте мира”, исполненной орочами пиктографическим письмом, скрупулёзное внимание уделено не только знакомым им частям света ( между прочим, включающим Европу и Азию – при том, что сами орочи живут на побережье Охотского моря ), но и небесным и подземным “уровням” мира; при том Подземный Мир ( куда после смерти попадает душа человека ) описан, как лишённый света кроме тех случаев, когда Солнце при своём движении попадает косыми лучами в специальные места на карте – и тогда подземный мир освещается.

В египетских мифах есть упоминания, что Нижний Мир при особых обстоятельствах также мог быть освещён; возможно, изготовляемые египетскими жрецами карты служили для этой цели < о выводах из этой гипотезы я поведаю в завершающей части своей книги >. Как представляется мне, древние гробницы с отверстиями, освещающими захоронение в определённые дни, можно отнести к архитектурному воплощению этих представлений; их дальнейшее развитие привело к появлению в структуре пирамид специальных каналов и штолен, ориентированных на значимые астрономические объекты в определённые дни.

Древнейшая шаманская “практика охоты за дыханием” является ключевой методикой шаманов, позволяющая им путём особой тренировки подавлять деятельность левого, вербального полушария ( именуемого О. Диксоном в соответствии с канонами шаманского мировоззрения “разумом” – против правого, ассоциативного полушария, называемого “умом”; интересно, что дыхание в этой практике ассоциируется с мышлением, с восприятием Мира – то есть меж восприятием Мира человеком и дыханием любого живого существа вообще ставится эзотерический знак равенства ). Многие исследователи культуры мезолита ( например, Д. А. Поспелов, У. Голдинг, С. Ю. Маслов ) считают, что у наших предков доминировало именно ассоциативное мышление — то есть современные шаманы путём этой практики пытаются приблизить своё восприятие мира к его восприятию нашими предками. Что, конечно, способствовало сохранению достижений мифологической культуры мезолита до наших дней. Именно ассоциативное постижение мира даровало древнему человеку ту удивительно точную картину Мироздания, что легла позже в основу многих религий и философий; “есть мнение” ( против которого трудно возразить ), что в ассоциативном постижении мира лежат истоки не только религии и творчества – но и начала грядущей революции в нашем постижении Вселенной.

– Из шаманской практики “охоты за дыханием”:

«… уподобляется дыханию Великого Духа, который на вдохе создаёт Вселенную, а на выдохе разрушает её. Для понимания этого некоторые алтайские, бурятские и тувинские шаманы отправляются в новолуние в горы и там в течение двадцати семи дней, то есть до окончания лунного цикла, практикуют охоту за дыханием все двадцать четыре часа в сутки. Дав на это время обет молчания, они заходят в пещеру и начинают охоту. Первые девять дней обычно уходят на борьбу с самим собой, на битву ума и разума; если шаман не отступает, его духовная часть одерживает верх и во второй девятидневный период приходят духи природы и начинают учить испытуемого особым личным практикам. В это время шаману кажется, что дыхание его совсем прекратилось, а сам он умер и отделился от материального тела. В созерцании этого нового состояния проходят последние девять дней, после чего шаман возвращается из пещеры, освобождённый от оков ума, награждённый новым мировосприятием и новыми знаниями.»

– Из практики “встречающего Солнце”:

«В идеале, каждая линия звезды визуализируется бело-зелёным “электрическим” свечением. [ … ] О каком-то прозрении можно говорить лишь тогда, когда произойдёт таинство, называемое эскимосским словом кауманек.

Кауманек – это состояние, при котором электромагнитные свойства силового поля преобразуются в световые. Это возможно только в том случае, когда духовная часть человека возрастёт настолько, что будет превалировать над материей. Тело группы при этом начинает сиять и будет восприниматься, как паутина разноцветных нитей, уходящих в бесконечность. Вскоре и человеческое тело станет похожим на сверкающий грибообразный клубок, соединённый при помощи тех же нитей с телом группы.

Состояние кауманек является великим таинством возвращения в Мифологическое Время и выхода из Колеса Перевоплощений. Это цель всей земной жизни шамана. Добиться её, даже коллективно, чрезвычайно трудно из-за начально малого объёма личной силы, которая постоянно тратится на создание условий для своего же пополнения [ ибо расходуется на взаимодействие с окружающей действительностью и абстрагирование от неё ]. Но всё-таки для этого всегда остаётся возможность.»

– Не заметить явное сходство многих моментов приведённой цитаты с наблюдаемыми нами под землёй САЯ ( “свечение свода” ) трудно. Тем более, что рисунок руки в состоянии кауманек, приводящийся в книге Эльвиля, удивительно точно похож на то, что я лично видел под землёй вместо “нормального вида” своей руки во время “свечения”; видел в полной темноте, как описанное Эльвилем переплетение нитей. Почему в пещерах-каменоломнях спонтанно, без каких-либо специальных усилий с нашей стороны реализуется состояние, для достижения которого шаману наверху приходится затратить существенную часть жизни — не загадка в свете известных нам свойств мира Подземли: изолирующих наши органы восприятия от всех возможных “сторонних помех” и “разгоняющих” наше воображение, очувствование. Так эзотерика мезолита без проблем объясняет ( и дополняет ) одно из самых загадочных спелеоаномальных явлений; с другой стороны, спелестологу, имеющему личный опыт наблюдения “свечения свода под землёй”, не трудно сделать вывод о том, что понятие о возможном освещении Подземного Мира солнечным светом ( падающим, к примеру, на определённые места изображающей этот Мир карты ) возникло в результате наблюдения мезолитическими шаманами этого самого САЯ.

«Согласно шаманской модели построения Мироздания, каждая из Вселенных имеет положительный и отрицательный полюса. Положительный полюс Высшей Вселенной называется Верхним Миром или Угу-Буга, а отрицательный – Нижним Миром или Хэргу-Буга. В Низшей Вселенной оба полюса имеют одно название – Средний Мир или Дулуга-Буга, под которым подразумевается положительный земной мир и отрицательный мир Лабиринта – обитель антисуществ, представляемая в мифологии дырой в земле. Вместе эти миры составляют три яруса мироздания; границей между ними служит сам факт бесконечности реальностей третьего измерения, образующий демиургическую сферу мира четвёртого измерения.2

Закон сохранения материи гласит, что она не может существовать менее или более чем в трёх пространственных измерениях. При четырёх материя под действием гравитации стягивается в точку, а при двух – распадается из-за слишком быстро убывающих сил тяготения.3 Таким образом, мир четвёртого измерения – это область, где материя чрезвычайно нестабильна, а понятия положительности или отрицательности вообще не имеют смысла. Четвёртое измерение находится в любой точке пространства третьего измерения, но для удобства его рассматривают отдельно в виде особого мира. Этот мир иногда отождествляют с рекой Энгдекит, поскольку чаще всего при его пересечении он выглядит подобно водным потокам, отделяющим Средний Мир от астральных областей Нижнего Мира. Нганасанский сказитель Номоптэ Порбин, описывая путешествие старого шамана и его молодого помощника Турдагина в загробный мир за сердцем умершей девушки, рассказывал:

Пришёл я в нижнюю землю. Большая очень быстрая река сейчас передо мной. Старик шаман стоит перед этой рекой на берегу, не может через неё перейти. Я бросился в воду и перешёл на другую сторону русла…Вошёл старик в воду, но не удержали его вараги [ духи-помощники ] над водой и насилу он вылез обратно.”

Тем не менее, мир четвёртого измерения не всегда выступает в виде реки Энгдекит – равно как и Энгдекит не всегда характеризуется миром четвёртого измерения. Скорее, под ним следует понимать именно кармическую созидательно-разрушительную область, в которую попадают мёртвые перед своим перевоплощением и которую пересекают живые шаманы во время поисков заблудившихся и похищенных душ. В погребальных текстах многих народов говорится, что только знающие Космический Порядок могут пройти через реку по мосту,– остальных ждёт участь падения в воду, опустошение сознания через “выворачивание” и возвращение на землю в виде младенца. Таким образом, мир четвёртого измерения можно назвать Колесом Перевоплощений: главным препятствием на пути человека в более тонкие сферы.4

Положительность и отрицательность Вселенной, условно называемые полюсами, в действительности являются не “верхом” и “низом” Мироздания, а определёнными состояниями ( с точки зрения шамана ) вещества. Например, в Среднем Мире, Дулугу-Буга, можно различить положительную материю, из которой соткан осязаемый космос, и отрицательную антиматерию, образующую как бы тоннели, дыры в пространстве третьего измерения – соединяющие две точки пространства не окольным путём, а напрямую: через своего рода “прокол”. [ … ] В сказаниях этот мир практически всегда описывается, как дыра, приводящая шамана к берегам реки Энгдекит. Вот, например, как рассказывает о своём хождении в Нижний Мир ненецкий шаман Тавги:

Я огляделся по сторонам и увидел в земле дыру. Когда я и мой дух-хранитель проникли в неё, она стала расширяться. Пройдя через это отверстие, мы оказались возле реки, которая разделилась на две протоки. Один поток тёк из центра к северу, а другой – в сторону Солнца, к югу.”

Вообще символизм Мира Лабиринта, как дыры, полностью соответствует понятию Космической Оси, хотя и считается, что дыра приводит искателя в Нижний Мир, а Ось – в верхний.»

– Не правда-ли, это несколько отличается от примитивной картины в “изложении” Э. Тайлера? Мало того: знакомый с явлением спелеотрансгрессии и с теорией информационного поля не сможет не сделать определённые выводы о знаниях, полученных древними шаманами в пещерах путём стоического сосредоточения во время практиковавшихся “месячных изолированных пребываний”.

Факт: мальтийские мегалитические храмы ( 3.600 лет до н. э. ), относящиеся к классу КП, включали в себя специально созданный лабиринт “псевдопещеры” – предназначенный, судя по всему, для медитаций/камлания жрецов, устанавливающих из искусственно созданной подземли “связь с небом”. Как было отмечено в главе “Пещеры и Человечество”, эта практика восходит к наиболее древней эпохе шаманизма. Её отголоски можно увидеть практически во всех современных религиях и культах ( крипты, пещерные медитации отшельников, христианских, ламаистских и буддийских монахов, йогов ).

В замечательной статье М. Харнера «Путь шамана», опубликованной в журнале “Знание – Сила” в майско-июльском номере в 1992 году5, подробно рассказывается о современных шаманских практиках южноамериканских и североамериканских индейцев. При описании изученных им практик Харнер особо подчёркивает, что вне пребывания под землёй шаманизма просто не может существовать, ибо говорить в данном случае не о чем. Если племя обитает в краю, лишённом естественных пещер, для медитаций сооружается искусственная полость, без пребывания в которой ученик не в состоянии стать полноценным шаманом. Описанию всевозможных искусственных пещер-подземелий, предназначенных исключительно для медитативного ( шаманского ) постижения Мира ( в том числе и самого себя ) и их развитию за последние несколько тысяч лет посвящена начальная часть весьма пространной и педантичной книги Харнера — к сожалению, изрядно сокращённой в русскоязычной журнальной версии. Связь шаманизма и Подземли, с точки зрения Харнера, настолько важна, что он на протяжении книги снова и снова возвращается к ней: шаманизм, по мысли М. Харнера, не отделим от понятия пещеры — он в ней возник, она дала ему всевозможные практики, и именно через пещеру, через ощущение своего пребывания в ней, все шаманы от древнейших до современных совершают не только путешествия в иные миры, но и многие другие практики: от лечения соплеменников, изгнания злых духов, до прогностических и специальных, направленных на личное развитие, камланий и медитаций.6

Но – что воистину удивительно для непосвящённого! – согласно исследованиям Харнера, человек, хоть раз в жизни прошедший Подземными Вратами в Иной Мир ( увидевший, очувствовавший его ) в дальнейшем может предпринимать путешествия в иные реальности, не погружаясь в пещеру – а всего лишь представляя её образ. Причём, что важно для нас, это не обязательно должен быть шаман в традиционном понимании – “генетический индеец”, перенявший мастерство Учителя и ведущий подлинно мезолитический образ жизни,— нет! Это может быть европеец, прошедший вполне современную школу шаманизма и “в миру” ведущий свойственный нашей цивилизации образ жизни.

«Ниже приведены рассказы разных людей об их первом путешествии в Преисподний Мир. Мои рассказчики – это в основном зажиточные американцы, имеющие различный социальный статус, образовательный уровень и так далее. Следует отметить, что их описания никогда не начинаются словами “Я вообразил себе, будто…” или “Мне привиделось, что…” [ … ] Для многих впечатления от этой реальности оказывались одними из самых глубоких в их жизни. [ … ]

Когда раздался барабанный бой, я начал мысленно искать знакомые мне места, откуда я мог бы попасть туда, куда стремился. Я представил себе два таких места – у меня было с ними многое связано, и, казалось, они должны подойти, но потом увидел: что-то в них было не так… Затем предо мной возникла высокая пещера на озере Пирамид в Неваде – таинственная и величественная, но я подумал, что путь по Туннелю7 с вышины будет слишком долгим. Наконец, в моей памяти всплыла волшебная пещера моего детства – помню, туда ещё часто ездили туристы,– кажется, она называлась Рубиновая пещера, и было это где-то на юге – то-ли в Джорджии, то-ли в Северной Каролине.

Это – настоящая пещера, со множеством сталактитов и сталагмитов. Я шагнул в узкое тёмное углубление и увидел перед собой совсем не ту пещеру, которую воображал себе в детстве — населённую разными зверями и чудовищами, а что-то совершенно другое. Меня окружали тёмные и светлые концентрические кольца – они уходили куда-то вглубь и, казалось, увлекали меня за собой. Но впечатление было такое, что не я двигаюсь по Туннелю — а он сам движется вдоль меня.8 Сперва кольца были круглые, а потом вдруг вытянулись вверх и приняли овальную форму, но продолжали оставаться концентрическими и всё время находились в движении, а чередование светлых и тёмных полос отдалённо напоминало какое-то сияние, разлившееся по выемкам рифлёной трубы.

Время от времени мне начинало надоедать, что Туннель всё не кончается, и тогда я говорил себе – хорошо, конечно, было бы увидеть, что находится там, за Туннелем, но неплохо уже и то, что я его вижу. Вдруг вытянутые вверх кольца сдвинулись в сторону, появились другие, вытянутые вдоль, и через некоторое время верхняя их часть мало-помалу начала отделяться от нижней, они стали раскрываться посередине, и в просветах показался какой-то тускло освещённый пейзаж. Это было подземное море, и я долго плыл над ним, пристально глядя, как снизу подо мной вздымаются, сходятся и опускаются волны.9

Туннель, который вывел меня к этому месту, шёл под небольшим углом, примерно в 15о; но теперь сумрачное небо, распростёршееся над подземным морем, повело меня в другой Туннель, который обрывался вниз совершенно отвесно, и снова меня несло по Туннелю, вернее, меня нёс сам Туннель. Его стенками были уже знакомые мне концентрические круги, и, казалось, сама пульсация света и тени гнала меня вперёд. Не было никакого ощущения падения: я двигался как бы совершенно сознательно.

Я удивился, когда услыхал, что меня зовут назад, и неохотно решил возвращаться. Жаль, не удалось дойти до конца Туннеля, но в тоже время я был потрясён пережитым. Возвращение оказалось лёгким и быстрым. До сих пор во мне живо чувство благоговейного трепета и узнавания чего-то нового.”

Второй рассказ принадлежит человеку, который также использовал в качестве входа под землю пещеру; он же говорит об особом, похожем на сон, состоянии своего сознания10:

Я выбрал знакомую мне пещеру, где уже бывал четыре или пять раз. Она находится в густом лесу. Ширина входа в неё приблизительно 4 фута. Когда спустишься, попадаешь в большое помещение с коридорами, а пещера уходит дальше, вглубь горы. Мне пришлось пробираться через довольно-таки глубокие расщелины, а в одном месте я еле-еле сумел протиснуться – очень трудно было сделать это самому, без посторонней помощи.

Я спускался всё ниже и ниже и дошёл до места, дальше которого ещё не бывал. Ни разу я не забирался так глубоко, а тут взял и пошёл вперёд, и вышел из другого входа, или, вернее сказать, выхода, и оказался на каком-то тропическом острове, и там был такой большой отличный пляж и разные тропические птицы и растения – рай, да и только!

Потом я вернулся. Всё это было почти как во сне, но про себя я всегда знаю, сплю я или нет, и тут точно могу сказать, что не спал.”

Вот ещё один пример, когда входом служит пещера11:

«На подготовку у меня ушло много времени. Наконец мне удалось сосредоточить свои мысли на одной пещере, которую я видел во Франции,– когда-то в ней жили первобытные люди. Я вошёл в неё и двинулся вперёд, всё дальше и дальше. Потолок в пещере если и становился ниже моего роста, то ненамного, так что мне ни разу не пришлось передвигаться ползком, и я всё шёл и шёл. Проход делался всё свободнее, и вскоре я оказался у широкой дыры, ведшей из пещеры наружу. Я вышел и увидел перед собою утёс. Я направился вокруг него, потом забрался наверх и, усевшись как раз над выходом из пещеры, созерцал открывшиеся мне далёкие просторы. Потом я вернулся.”

Люди с незаурядным шаманским дарованием уже во время первого путешествия способны не только видеть, но и слышать, осязать и обонять. Вот что рассказывает автор следующего повествования:

Я отправился в путь в ручейке, который течёт по моему участку.12 Поднырнув под большой камень, почувствовал, что стал совсем крошечным. Я оказался в небольшой канавке – она шла куда-то вверх. Я ощутил, как ползу по ней на карачках. Там было очень темно. Темнота наступила сразу, как только я перестал видеть дыру, в которую вошёл. Внезапно канавка круто пошла вниз, и я не понимал, куда она ведёт. Я почувствовал, что скольжу по мокрым камням; в конце концов я оказался посреди обширного пространства, и там было маленькое озерцо. Вода была очень холодная.

С другого края озерца доходил неясный свет, и мне показалось, что там или где-то снаружи должно что-то быть. Я вошёл в воду, чтобы перебраться на тот край; временами я шёл вброд, временами пускался вплавь. Помню ощущение сильного холода. Потом я карабкался по какой-то ложбинке, очень круто уходящей вверх,– казалось, я нахожусь в пещере. Я вышел на луг, он весь был покрыт яркой зеленью. А посредине стоял огромный дуб. Я уселся в тени этого дуба и вдруг увидел, что на мне накидка из кожи и кожаные чулки – вроде тех, что носят индейцы.

Очень уютно было сидеть под тем деревом, но настало время возвращаться. Возвращаться мне совсем не хотелось13, но как послушный ученик я решил строго следовать указаниям и добрался до того самого пространства, где впервые увидел озеро. Тут я обнаружил, что индейское одеяние куда-то исчезло и на мне просто джинсы и горные ботинки. Потом я снова вошёл в ручеёк. Небо было серое и облачное. Я чувствовал себя, как дома – будто вернулся в родные места…”

Другой респондент сообщает:

Я добрался до нижнего конца Туннеля, и там была вода. Я пошёл по воде, но мне пришлось немного повозиться, чтобы найти какие-нибудь трещины в камне. Я никак не мог понять, как можно пройти сквозь камень, но потом увидел, что если распластаться и как бы немного истончиться, то можно плавать сквозь землю.”

Похожим образом шаман, находясь в ШСС [ шаманское состояние сознания — против обычного состояния сознания, именуемого М. Харнером ОСС ], способен научиться превращаться в другие формы материи, как это произошло с автором нижеследующего отрывка. Заметьте, что он даже в минуты столь кардинального перевоплощения всё-таки осознаёт существование ординарной реальности. Это вообще характерно для шаманящего человека: какие-то уголки его сознания остаются в ОСС и наблюдают за ординарной реальностью, чтобы обеспечить быстрое и полное возвращение в ОСС.14

Я прошёл через лесную поляну, которую помню с самого детства. Когда я шёл, то чувствовал, что я совсем крохотный, а всё вокруг было таким огромным. Продвигаясь как бы сквозь Туннель, я слышал разные звуки, остро ощущал запахи леса и вполне осознавал свою миниатюрность.

Я вошёл в какую-то пещеру, но она оказалась не слишком глубокой. Внезапно я просто растворился и превратился в воду. Достаточно было лечь – и я уже мог просачиваться сквозь трещины. В то же время я хорошо понимал, что происходит в нашей комнате, слышал, как вы бьёте в бубен. Я находился как бы в двух реальностях одновременно.”

Иногда, проходя сквозь Туннель, путешественник теряет нужное направление или оказывается как бы “закупоренным” со всех сторон. Это случается даже с опытными шаманами из племени хиваро. Если вы не можете найти выход, успокойтесь и немного подождите. Вы без труда вернётесь назад, правда, возможно, несколько медленнее, чем обычно. Вот описание такого случая:

Как-то я ходил в поход и увидал сусликов: помню, всё вокруг было усеяно их норками. И вот через какую-то норку я и стал спускаться под землю. Сперва я шёл по каким-то узеньким ходам, а потом один из них вдруг резко повёл вниз и мне пришлось-таки бежать по нему, и я всё бежал и бежал, и конца этому туннелю не было видно. Так продолжалось довольно долго: я никак не мог остановиться и не знал, куда меня несёт. Вокруг была сплошная чернота. Я там слегка потерял ориентацию. Обратно я поднимался не столь быстро, как спускался, но в конце концов всё-таки вышел наверх, хотя и другим путём.”

Даже опытному шаману подчас не удаётся пройти сквозь какое-то препятствие на своём пути. Тогда не остаётся ничего другого, как вернуться назад, что и сделал автор нижеследующего отрывка:

Я вошёл под землю через горячий источник посреди реки, он как бы извергался снизу, вроде вулкана. Я спускался и видел, что там вокруг ничего не было: никаких красок. Вообще ничего. Потом я оказался перед каким-то слоем то-ли лавы, то-ли магмы и не мог понять, как же мне проникнуть в него и идти сквозь него дальше. Я там просто застрял – ни туда, ни сюда – и не знал, что делать. Потом вы начали бить в барабан, чтобы мы возвращались, и я вернулся.”

Человек с незаурядными способностями к шаманизму уже во время своего первого путешествия может встретить животных, растения или даже фигуры людей. Так случилось с автором нижеследующего рассказа, причём его особый шаманский дар виден из того, что уже с первого раза он начал летать. Следует также отметить, что подобно упоминавшемуся ранее эскимосскому шаману, ему не так-то просто было попасть под землю. Даже у таких одарённых людей шаманство иногда сопряжено с трудностями:

Я вошёл в одну большую пещеру, которую знал ещё раньше и помнил, что в ней оставались неисследованные места. Там-то я и начал спускаться вниз. Долгое время проход был узким и мне приходилось с большим трудом протискиваться вперёд. Неожиданно проход оборвался и предо мной открылось какое-то широкое пространство; оно простиралось далеко-далеко, и я всё шёл и шёл, не останавливаясь. Я понял, что мне предстоит ещё долгий путь, и поэтому вдруг полетел.

Я летел очень быстро, всё дальше и дальше, и наконец попал как бы в средину этого пространства, и там меня со всех сторон обступили разные лёгкие, бесплотные духи. Сперва они просто стояли вокруг, а потом вдруг начали плясать под звуки барабана. Все они двигались одновременно и в одном и том же направлении, и я всё время видел разных духов. Помню, там был дух-лягушка с огромными глазами и вообще очень чудного вида, а ещё высоченный дух-дерево. И все они кружились под барабанный бой. А потом вы позвали меня назад, и я вернулся.”

Автор следующего рассказа встречается с животными:

Я спустился по стволу заброшенной шахты, и когда я пошёл туда, там стало темно. Почему-то мне никак не удавалось начать Путешествие. Потом вдруг появилась какая-то платформа на колёсах и повезла меня вниз. Вскоре шахта стала заливаться жёлтым светом, он делался всё ярче и ярче. Там были небольшие отдельные каморки, и в каждой каморке сидело какое-то доисторическое животное, и все они что-то делали. Я не понимал, чем они так заняты, но двигались они в каком-то сумасшедшем возбуждении.

Потом платформа замедлила ход. Свет в шахте продолжал оставаться жёлтым. Я огляделся, чтобы посмотреть на этих животных, и тут вдруг из стены появилось чёрно-красное существо, похожее на птицу-птеродактиля, с хохолком на голове, и эта птица подлетела ко мне и захлопала крыльями. Мне совсем не было страшно: я понимал, что она просто играет со мной. Когда вы позвали нас обратно, мне показалось, будто ей хочется, чтобы я остался. Платформа двинулась назад, ко входу, и я вернулся.”

И, наконец, рассказ, автор которого чувствует, что он принёс с собой из первого Путешествия нечто благотворное, целительное. Это классический пример работы шамана, и автору рассказа чисто случайно и непроизвольно удалось её выполнить уже во время своего первого погружения в ШСС.

Я спросил его, знал-ли он раньше что-нибудь о том, чем мы занимаемся на курсах по шаманству, так как это могло повлиять на его ощущения. Он, однако, ответил: “Нет, я пробовал узнать что-либо об этих курсах, но так и не смог”. По-видимому, этот человек обладает незаурядными способностями шамана:

Я отправился в путешествие в ручье – прыгнул в воду, и она понесла меня сквозь туннель15, потом вышел наружу, и там, на прогалине на склоне горы тёк другой ручей. Я вышел на северо-запад – почему-то точно знал, что именно на северо-запад, сел на землю – слева от меня был ручей, а справа – лес. Мне там было очень хорошо: казалось, это единственное место в округе, где так хорошо.

Потом возвратился – просто прыгнул в ручей и поплыл назад, к входу. Самое странное было то, что когда я вернулся и выбрался наружу, у меня осталось ощущение, будто что-то пришло со мною. Это что-то находилось позади меня, и чувствовалось, что оно доброе и благотворное — в нём не было зла.”

— На этом рассказе, столь знаково совпадающем с ощущениями, что выносят из опыта ПСП пережившие клиническую смерть, я прекращу цитирование описанных Харнером Путешествий, и для сравнения приведу цитату из О. Диксона, повествующую о практиках посещения Иных Миров бурятскими, тувинскими и якутскими шаманами:

«За редким исключением путешествие начинается с видения Туннеля, начало которого совпадает с норой, дуплом, пещерой. Это отверстие нивхи называют хоркс ( “нижний вход” ); якуты – абасы ойбоно ( “дыра духов” ); алтайцы – ер меси ( “челюсти Земли” ). Туннель является отрицательной областью < материи > Среднего Мира – Миром Лабиринта. Дыра служит объектом созерцания и концентрации. Проход через Мир Лабиринта часто сопровождается ощущениями полёта или скольжения по воде навстречу источнику света. Туннель может быть как широким, прямым и коротким, так узким, извилистым, длинным. В любом случае он выводит к границе Нижнего Мира и обрывается у реки. В нивхском предании “В Млынх-во” [ “В Стране мёртвых” ], изложенном В. М. Санги со слов сказителя Колки из рода Руй-фингун, рассказывается об одном охотнике, который, преследуя лису по следу, случайно попадает в обитель предков:

Долго ли шёл охотник или недолго, но вдруг увидел: след привёл к подножию сопки и оборвался у норы. И заметил человек: нора не похожа на обычные норы – вход в неё шире. Голод и желание добыть зверя заставили охотника войти в нору. Вполз охотник в нору – темень окружила его. Полз, полз человек на животе и почувствовал: стены норы раздвинулись и голова уже не задевает о свод. Стал охотник на четвереньки и пополз дальше. Чем дальше полз охотник, тем своды становились шире, шире. И вот встал человек на ноги. Встал – и держась рукой за стену, пошёл дальше16. Шёл, шёл – заметил, стало светлее. «Откуда свет? – подумал охотник. – Наверно, прошёл сопку насквозь.»

А вокруг всё светлее, светлее. И вот стало совсем светло, и охотник не поверил своим глазам: попал из зимы в лето. Густая трава поднимается до колен, белокурые берёзы светлой рощей встали у реки. А река быстрая, горная. Небо синее-синее. На нём высокие облака и жаркое ослепительное солнце. За берёзовой рощей – синие сопки… А вода в реке светлая-светлая: видны камешки на глубине и стаи больших серебристобоких рыбин. Проверив, не сон ли это, и убедившись в реальности происходящего, охотник встречается с двумя местными жителями и узнаёт в них недавно умерших. Он окликает их, но те не слышат его слов и проходят мимо. Вскоре глазам охотника открывается большое селение. Он вновь пытается вступить в контакт – но безуспешно: мёртвые в ответ на его действия думают, что к ним пришёл злой дух и решают позвать шамана. Тогда охотник направляется в амбар. Берёт целую охапку юколы, чтобы накормить своих сородичей в голодный год, и покидает селение.

Шёл, шёл охотник, пришёл к отверстию, через которое он попал в странный мир. Прошёл широкое отверстие. А своды становятся ниже, ниже. И вот пополз, пополз человек на четвереньках, таща за собой юколу. Потом пришлось ползти на животе.

Вышел из отверстия человек – попал в зиму. Хотел взвалить юколу на плечо, смотрит – и видит: у него в руках не юкола, а одна гниль. Прожевал охотник то, что осталось от юколы, никакого вкуса нет, будто это труха древесная. Удивился теперь наш охотник, испугался, что придётся ему голодать,– хотел обратно войти в отверстие, но оно на глазах сократилось. Осталась маленькая дырочка – даже руки не просунуть. И охотнику ничего не оставалось, как идти в голодное стойбище.”

Вход в Нижний Мир в виде уходящего в недра Земли лаза подразумевает под собой мифическое отверстие на Мировой Горе. Это положение сохранилось в представлениях алтайских шаманов, которые, отправляясь в путешествие, ищут Центр Мира как в случае восхождения, так и нисхождения. Они поднимаются по склонам Железной Горы ( Демир Тайкша ), покрытой костями тех, кто не смог достичь вершины, и находят дыру. Дыра эта выглядит как дымоход ( ер туниги ), который, судя по всему, когда-то имел прямое отношение к Мировому Дереву, выступающему в качестве своеобразной трубы для дыма. Таким образом, внутренняя поверхность Мирового Дерева ( дупло ) вела к Нижнему Миру с рекой, а внешняя ( кора ) – к Верхнему Миру, где река трансформируется в туман или дым, описанный в этнографической литературе.»

Камни вообще – и кристаллические минеральные образования в частности – сыграли в развитии нашей цивилизации ведущую роль. С кусочка обычного кремния началось Творчество человека и производство первых орудий труда, первые проникновения вглубь земли с добывающей целью. Всем известно, какое значение спокон веку придавали люди драгоценным и полудрагоценным камням,– какими свойствами наделяли их в соответствии со своими воззрениями. Однако мало кто знает, что главную роль в мировоззрении наших предков играл один из самых, как это ни удивительно, распространённых земных минералов – кварц17. Причём роль эту без всякого преувеличения можно назвать спелеокосмической: с одной стороны, в мифологии древних кварц символизировал собой пещеры и все пещерные минеральные образования; с другой олицетворял связь с космическими силами мира, с загробным существованием и развитием умственных, интеллектуальных способностей человека. В силу чего один из внутренних гробов Тутанхамона, например, был целиком сделан из кварца.

«Кристаллы кварца18 являются одним из основных инструментов шамана и используются во многих ритуальных действиях: от излечения болезней до экстатического вознесения на небо. В древности им придавалось такое огромное значение, что без них не обходилась ни одна церемония инициации. Кристаллами натиралось тело посвящаемого, а иногда они даже вживлялись в его плоть. Они были символом шаманской родословной, ведущей свой путь от Первого шамана, а также рассматривались в качестве застывшего света кауманек, исходящего из Верхнего Мира в виде Небесной Стрелы Хэхэ-мунг.»

О роли в шаманских практиках кристаллов кальцита и кварца, добытых в пещерах, неоднократно говорит в своей статье и М. Харнер. Он также сообщает, что шаману для того, чтобы считаться подлинным шаманом, обязательно нужно иметь вшитые в плоть кристаллы кальцитов и кварцитов.

Приведу фрагмент из сводной таблицы силовых центров, их символизации, положения в человеческом организме и действия согласно представлениям древних [ по материалам О. Диксона ]:


силовые центры в:

шаманизме / индуизме

знак и

символ

звезда и

цвет

месторасположение

основное

действие


тигр / аджана

II

кристалл

кварца

Дубхе ( α )

индиго

на уровне

межбровья

развитие воображения, интеллект, мудрость и накопление знаний


О роли пещер в развитии интеллекта кроманьонцев и неандертальцев говорилось достаточно; значение, которое отводили наши предки доминирующему пещерному кристаллическому образованию и приписываемые ему свойства ( см. последнюю колонку таблицы ), лишь подтверждает высокий уровень древних очувствованных знаний.

– Не менее интересно выглядят космические воззрения древних славян19, связанные с их отношением к тому, что мы именуем Миром Подземли. За декларированной выше намеренной конспективностью излагаемого достаточно сказать, что в славянских языках в принципе не существовало раздельного обозначения пещеры “искусственной” и “естественной”,– все подземные полости подразумевались созданными кем-то с какой-то конкретной целью: либо человеком, либо мифическим зверем индриком < мамонтом >,– либо существами, сходными с европейскими гномами.

Общее обозначение для любой каверны или полости было – печера; отсюда проистекают глагол “печь” и лежащее в его основе аналогичное существительное. Иное слово – “яма” – столь же универсально и столь же неопределённо по отношению к так называемым “карстовым пещерам”, ибо обозначает не более, чем провал: собственно яму в современном значении этого слова.

Насильственная христианизация Руси, устроенная киевскими князьями ради личных политических целей, привела не только к уничтожению гармоничного, сложившегося в течение тысячелетий, культурного пласта20 – но и к последним языческим легендам и мифам, которые, несмотря на декларируемую ныне “православность Руси”, дожили до наших времён. Одна из таких легенд гласит, что языческие жрецы – волхвы – при князе Владимире начали свой исход с земли русской в некую подземную, скрытую от прочих, страну, именуемую Венедея и, по некоторым данным, находящуюся то-ли на Урале ( “Урал-камне” ), то-ли за ним, на Алтае ( более поздняя версия ). Описание Венедеи удивительно перекликается с легендой о Шамбале, о которой “просвещенные европейцы” узнали лишь в начале ХХ века; разновидности-отголоски этой легенды прослеживаются в преданиях о Граде-Китеже и мифических Лебедяни, Беловодье. В заключительной части своей книги я вернусь к теме спелеопутешествий в иные миры ( за, по-видимому, реализовавшейся возможностью которых и стоят легенды о Шамбале, Венедее и им подобных странах, якобы находящихся под землёй – но не доступных “непосвящённым” ),– пока же замечу следующее:

лишь начиная изучать останки когда-то цельного и гармоничного пласта культуры, лежащего в основе современных религиозных, этических, философских и эзотерических понятий, с болью осознаёшь: что дало славянским и прочим народам так называемое “крещение Руси”. Сколь много оно уничтожило и истребило,– при безусловной, в тоже время, положительной роли монотеизма ( пишу эти строки, как христианин ),– и сколь много при этом заимствовало из учений, что породили его – но были яростно отвергнуты:

: так ребёнок в определённом возрасте во всём противоречит своим родителям, не понимая сути взрослых нравоучений и правил; так в научном мире ученики стремятся опровергнуть теории своих учителей — в волчьей стае молодой волк задирает ослабшего вожака, пользуясь его же боевыми приёмами,– etc.

Дабы не показаться голословным, приведу ещё одну цитату из книги Эльвиля – фрагмент из обширного мифа о происхождении Человека и Мира, дошедший до нас в не искажённых христианской редакцией мифах народов Севера.

«[ … ] После благоустройства Среднего Мира появляются и первые люди, произошедшие от Орла и Матери-Прародительницы с добавлением пыли от трения краёв земли и Неба. Старинные предания говорят, что люди эти были мальчиком и девочкой, которых взял на воспитание чёрный медведь или точнее, тотемическое существо Человек-медведь. С ним они зимуют в его берлоге, а к лету уходят и строят собственную землянку. “Тут у себя дома они жили и выросли, и стали мужчиной и женщиной”. Вскоре у них рождаются дети – “волосатые и не умеющие разговаривать”. В результате инцестуальных браков людей со временем становится больше и они расселяются по всей Земле.

В отличие от потомков Орла, люди Ворона являлись отражением Огня Творения, то есть их тела состояли из различных температурных колебаний. Это была термическая форма жизни, первые этапы проявления Вселенной. Тела находились в постоянной пульсации, принимая и впитывая в себя мельчайшие изменения окружающей среды. Когда Вселенная начала остывать и образовались первые химические элементы21, термические люди стали отражать их свойства, потому что наполняющий их Разум стремился к познанию Мира. Но это знание, являющееся с одной стороны развитием, с другой стороны было ущемлением самого Разума,­ то есть материя начала вытеснять дух. Постепенно люди стали отдаляться от своего создателя, пока не опустились в материальную сферу Дулугу-Буга, где лицом к лицу встретились со всеми тяготами земной жизни и с коренным населением, вооружённым дубинками и каменными топорами. [ По современным данным, это случилось на рубеже среднего и верхнего палеолита, около 35 ÷ 40 тысяч лет назад,– О. Диксон.22 ]

Глядя на звероподобных неандертальцев, пришельцы стали именовать себя “настоящими людьми”, и это определение до сих пор сохранилось в самоназвании большинства народов не только Сибири, но и всего мира. Какое-то время люди Орла держались вдали от своих братьев по матери, но мало-помалу их культуры всё же смешались, стали завязываться брачные отношения между кроманьонцами и неандертальцами. В итоге появилась третья раса, умно-разумная, народ которой предстаёт в мифологии как бангоденги,– то есть “земляные люди”. К их числу относится и всё современное человечество.

Разразившейся на Земле катаклизм, который у большинства народов описан, как Всемирный Потоп, вызванный обильным таянием ледника,23 и последующая за ним эпидемия от испарений болотистой почвы, практически уничтожила прямых потомков Орла и Ворона, а оставшиеся в живых смешались с бандоденгами. Голод и болезни сильно отразились на остатках культуры и привели к ещё одной катастрофе – интеллектуальной. Здесь начинается наиболее мистический период в истории человечества – приход на Землю Небесного Шамана, ознаменовавший открытие новой эпохи — Времени Великих Шаманов и Великих Героев, примерно совпадающей с мезолитом. В северной мифологии Небесный Шаман, он же – Первый Шаман, рождается посредством непорочного зачатия. Детальный анализ шаманских сказаний и результаты археологических раскопок показали и возможное место, где это произошло – Алтай, предположительно район Укока, близ культовых захоронений в вечной мерзлоте. Ворон, а в сибирском варианте – Орёл, спускается в Средний Мир по Мировому дереву и видит спящую под его кроной девушку. Он вступает с ней в соитие и через девять месяцев девушка рождает сына. В силу обстоятельств, мать не может воспитывать своего ребёнка и уходит, по нивхским представлениям, в восьмой мир и становится владычицей моря, оставляя младенца в старом зимнике. Мальчик растёт и самостоятельно учится бегать. К нему приходит Человек-Муха и открывает ему его происхождение. На Муху нападает Паук, и Муха просит мальчика сделать из ветки дерева лук и убить Паука. С этого начинаются подвиги и приключения сына земной женщины и птицы. Он взрослеет и отправляется к людям, чтобы дать им знания и восстановить прерванную связь с Великим духом. Вскоре в глазах бангоденгов он становится Великим Учителем – Первым Шаманом. Он рассказывает о Мифологическом Времени, о жизни в Верхнем и Нижнем Мирах, о Великом духе, который есть всё творение, о Матери-Прародительнице, о Вороне и Орле… Первый Шаман говорит и о Колесе Перевоплощений, которое отделяет Средний Мир от Высшей Вселенной, и на которое попадает человек после смерти земной материальной оболочки. [ … ]»


«Я не знаю ни у древних, ни у современных авторов ничего,

что хоть как-то соответствовало бы предмету,

которым я занят.

Ближе всего к нему подходит мифология.»

: Генри Дэвид Торо, Дневник.


1 Г. Н. Матюшин «История древнего мира – тайны цивилизаций» [ “АСТ-пресс книга”, Москва, 2002 ].

2 Что там – “пророчества” писателей-фантастов, вооружённых современными теориями и знаниями! Удивительно точное описание Теории Мировых Линий, на которую хронофизики “вышли” лишь в последней трети двадцатого века — это-ли не чудо мезолитического осознания Мира?..

3 Чем больше мерность объекта [ характеризующего его поля ], тем быстрее убывают пространственно связующие его [ соответствующие ему ] силы: в трёхмерном пространстве электромагнитное и гравитационное поля ослабляются в квадратичной зависимости от расстояния; вообще силы, связующие n-мерный объект ослабляются в n-1 степени. Соответственно, ядерное и слабое взаимодействия при проекции в наше пространство не сказываются уже на расстоянии, превышающем размер атома; двумерное Время линейно для всей нашей трёхмерной Вселенной ( так “трёхмерно линейна” была бы гравитация в мире четырёх измерений – если бы он мог существовать на самом деле ); одномерная Информация в нашем трёхмерном мире не ведает ни расстояния, ни времени.

4 Отголоски этих мезолитических представлений легко увидеть как в ряде древнегреческих, шумерских, инкских, ольмекских и прочих преданиях и мифах – так и во вполне современных религиях. К сожалению, место не позволяет поведать полную картину Мироздания с точки зрения неолитического или мезолитического шамана. Заинтересовавшихся прошу уделить самое пристальное внимание книге Оларда ( Эльвиля ) Диксона,– поверьте: она того стоит.

5 Перевод М. Ойзермана; статья представляет собой более-менее связно скомпонованную выжимку из авторской книги аналогичного названия, выходные данные которой, к сожалению, в журнале указаны не были. Автор книги – известный западный этнограф, исследователь мезолитических культур, прошедший Посвящение у индейских шаманов Бразилии и Перу и испытавший шаманские практики не только на себе, но и на многочисленных добровольцах. В настоящее время возглавляет Американское Общество Изучения Мезолитической Культуры и учебные курсы, на которых преподаёт различные практики шаманства. И пусть Читателя не смущает, что в главе, посвящённой древнему периоду “спелеоэзотерической астрономии”, я буду цитировать не только исследователей современных мезолитических культур, но и современные практики шаманизма: предмет нашего исследования не менялся в течение десяти, как минимум, тысяч лет — современный шаманизм зеркально отражает его архаическую составляющую.

6 Специально обращаю внимание Читателя на это его положение – ибо мне оно представляется крайне важным. Тем более в свете всего, о чём намерен говорить далее. Статья ( книга ) Харнера столь замечательно, с ссылками на многочисленные источники, передаёт разделяемые мной положения, что, право, хотелось бы процитировать её всю, от первого до последнего знака — к сожалению, объём данной публикации не позволяет это сделать. А потому ограничусь одной, пусть и протяженной, цитатой.

7 Одна из глав книги М. Харнера посвящена этому понятию и его отражению в различные эпохи у индейских и эскимосских племён в рисунках, масках, вышивках и сказаниях. Харнер проводит аналогии с индусско-тибетским понятием “мандала”, “сипапу” индейцев хопи, Туннелем, по которому устремляется наша душа при ПСП – и туннелем ( подземным ходом, стволом шахты, штреком, штольней, пещерным коридором ), по которому следует человек при физическом, а не виртуальном посещении Подземли.

8 Специально акцентируюсь на этом моменте: во многих “путешествиях за три мира”, совершённых по шаманским техникам, усматривается отчётливая параллель с описанным докторами Рингом и Муди “опытом ПСП”, то есть предсмертного переживания. Что это не случайность, я покажу в завершающей части своей книги.

9 Обращаю внимание Читателя на казавшийся мне с детства загадочным факт: фантазии Жюль Верна, Носова, Волкова и Бажова удивительным образом сплетаются с арабскими, персидскими и европейскими сказками, повествующими о Подземном Мире и его освещённости. До знакомства с опытом шаманских путешествий думал, что описанные подземные миры, как и освещающий их свет – не более, чем вольная фантазия сказителей. После личного знакомства с пережившими ПСП ( и двукратного личного опыта ПСП ), а также знакомства с пережившими шаманские “хождения за три мира” понял: это — не фантазия. Это реальное видение иного мира, доступное человеку с творческим воображением не менее, чем специально подготовленному шаману. Статья М. Харнера ясно показывает: нет принципиальной разницы меж шаманским опытом Путешествующего. И коль европеец, отправляемый в Подземное Путешествие “продвинутым шаманом”, видит то же, что начинающий шаман, и их опыт принципиально не отличается от опыта “полноценного шамана”, причём собственно физический вход в пещеру не является необходимым условием — разве не может человек, одарённый творческим видением Мира, испытать те же чувства, те же ощущения,– и как следствие, увидеть те же картины?..

10 Данный случай можно рассматривать, как самую настоящую спелеотрансгрессию, причём не классическую – а приведшую к посещению принципиально отличного от пещеры мира. Судя по описанию Харнера, шаманская медитация путешествию не предшествовала, то есть оно случилось самопроизвольно. И этот факт я полагаю важнейшим в цепочке своих выводов и заключений. На что, опять же, обращаю внимание Читателя. [ Вопрос “верить или не верить излагаемому” оставляю на усмотрение Читателя: и Харнер, и другие исследователи шаманизма таких случаев приводят в ‘достат. кол.’,– не мало мне известно их и из истории спелеологии,– Фома Неверующий любое количество свидетельств очевидцев способен объявить вымыслом, руководствуясь лишь известным изречением А. П. Чехова: «Корова с нормальным коровьим разумом впервые в жизни увидела носорога. “Даже не пытайтесь мне доказать, что подобная нелепица может существовать на самом деле!”,– воскликнула она.» ]

11 Данный случай, безусловно, относится к категории виртуальных путешествий – несмотря на свою кажущуюся “приземлённость”,– но в этой-то “приземлённости” ( точнее – внешне прозаической реальности События ) и состоит его значение: путешественник вышел из пещеры на поверхность там, где в реальной пещере был тупик. Кстати, вопрос о подсознательном желании каждого неофита выйти из пещеры не через тот вход, через который в неё вошёл, а через некий “иной”, этот вопрос заслуживает самого пристального рассмотрения не только психологов – но и специалистов по экстрасенсорике, эниологов. Ибо именно за уверенностью чичаки ( чайника, неофита ) в том, что это не только возможно/желанно, но в некоторой степени обязательно кроется возможность ( способность к ) спелеотрансгрессии. Для полноценного осуществления которой в масштабе иного мира “всего лишь” необходимо абстрагироваться и от тени сомнения. Что, конечно, у верящего в дурацкие измышления и наивно-литературные сказочки проходит на порядок легче, чем у спелеолога иль спелестолога, прочно знающего: у данной Системы иного выхода нет и быть не может “по определению”.

12 И ещё раз о спелеотрансгрессии ( пусть заведомо виртуальной ): свободное течение воды также способно генерировать перемещение в иные миры, как и личное физическое движение/перемещение по пещере, абстрагированное от привязки к реальным ориентирам Пространства. Но что интересно: образ подземного, пещерного перемещения присутствует и тут — “хочет путешествующий того или нет”! [ Не отсюда-ли происходит образ Подземной Реки, разделяющей/соединяющей Миры в верованиях самых разных народов?.. ]

13 Опять же: какое сходство с ПСП!

14 В этом и состоит то, что кардинально отличает ШСС от ПСП: при ПСП дух существует не только вне тела и абсолютно изолированно от него – ни один человек в состоянии ПСП, глядя на своё тело, никогда не мог, по крайней мере сразу, отождествить себя с лежащей внизу куклой. По сути, в ПСП мы имеем дело со стихийным, не вполне или совсем не управляемым процессом, в котором наша информационная матрица ( этот термин мне лично импонирует более прочих ) отделяется от физического тела; ШСС приводит к тому, что матрица получает определённую свободу пространственного перемещения, не теряя, однако, своей связи с телом-носителем,– возможно потому, что свободу получает не вся матрица, а лишь некая, обособившаяся в результате определённого тренинга или практики, её часть. Может-ли обособившаяся в результате этой практики матрица “перетянуть” в иной мир за собой всю матрицу, и даже физическое тело, не вопрос с точки зрения исповедующих теорию информационных матриц. Впрочем, шаманы дают вполне утвердительный ответ на этот вопрос, не вдаваясь в философско-физические теории. Не будем пока вдаваться и мы, ибо за избыточным теоретизированием неизбежно следует выплёскивание из корыта фактов, теории “как бы не соответствующих”. Кто знает: возможно, красивая теория информационно-энергетических матриц лет через “N” последует туда, где покоится ныне теория флогистона.

15 В данном случае это слово было написано со строчной буквы; опечатка-ли это журнального наборщика, переводчика – или намеренное написание, исходя из контекста конкретного слова, мне неизвестно.

16 Мезолитические сказания – это вам не бредни гнилого Голливуда, где всё подземное пространство заливают потоки непонятно откуда берущегося дневного света! В древних сказаниях всё реально-точно, всё – правда. Как любая бытовая деталь у Уэллса в «Борьбе миров». Или у братьев Стругацких в их лучших произведениях.

17 Мономинеральное соединение, состоящее из кремнезёма ( SiO2 ); по сути, практически все минеральные отложения пещер сложены либо кварцитами, либо кальцитами. Разновидностями кварца являются горный хрусталь, аметист, раухтопаз, кремень; кварц входит в состав гранита, гнейса, песка и других горных пород, под землёй часто встречается в виде красивейших друз из десятков шестигранных прозрачных, либо слабо окрашенных, кристаллических образований,– или замещений останков известняковых ракушек, кораллов, растений и т.д.

18 Цитата из книги О. Диксона «Шаманизм».

19 Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян» [ М., 1997 ].

20 Ах, если бы – “только пласта”! Каким срамом сопровождалось это светлое, в каноне модных ныне воззрений, деяние — описывать не здесь. Одно “увольнение” князем Владимиром с должности “главного бога” Сварога ( творца всего сущего в мировоззрении славянского язычества, бога пофигистически доброго, а потому милого простому народу ) и “назначение” на эту должность Перуна ( бога-наказателя, бога агрессии и военной дружины ) чего стоило!.. а как вам нравы княгини Ольги, в сравнении с которой Джек-Потрошитель – невинный шалун?.. а нравы самого Владимира или Ярослава, имевших при всём своём христианстве гаремы и наложниц?.. как вам постоянные братоубийства ‘оправославившихся’ князюшек, злорадство тверских князей по поводу сдачи Рязани татаро-монгольской орде – вместо оказания военной помощи единоверцам и соплеменникам?.. а действия православных монахов во время татаро-монгольской оккупации Руси, превратившихся в самых настоящих мытарей, сборщиков татарской дани – и, естественно, разбогатевших на поборах и взятках: именно тогда русская православная церковь достигла своего могущества и богатства и превратилась в самого настоящего рабовладельца — причём владельца не просто рабов,– тех же православных христиан и единоплеменников!!! Имейте в виду: языческое славянское общество рабовладельческим не было; кто не верит – изучите соответствующие исторические труды. Хотя бы упомянутых мной Б. А. Рыбакова и Г. Н. Матюшина.

21 Я цитирую перевод шаманских сказаний, адаптированный О. Диксоном к современным физическим терминам европейской науки,– любителям механистически-дословных переводов посоветую обратиться к прямому смыслу латинских и греческих корней этих слов и сравнить их вокабулы с аналогичными словами, скажем, нганасанского, или эвенкийского, диалектов. Пытающемуся проникнуть в подлинную суть мифа трудно не заметить: о “теории горячей Вселенной” древние шаманы имели достаточно верные представления. А уж что касается возможности возникновения “чисто энергетических” разумных структур в первый период существования Вселенной – и их возможном влиянии на происхождение и развитие земной жизни… “Тут можно долго философствовать”. И даже порассуждать о зороастризме – по-видимому, самом древнем из действующих поныне религиозных культов, прямом наследнике мезолитического шаманизма,– возможно, уже в эпоху неолита обособившегося от него. [ Заратустра жил в Персии на рубеже VII / VI вв. до н. э., но к истокам зороастризма он имеет такое же отношение, как Христос к иудаизму. ]

22 Трудно удержаться от дополнительного комментария: согласно находкам в палестинских пещерах Схул и Табун, современный человек по историческим меркам появился “внезапно” – буквально на протяжении жизни нескольких поколений. О том, было-ли это мутаций и что вызвало её причины, нет ни одного достойного обсуждения предположения. Есть лишь факт внезапного появления Homo Sapiensa в его готовом ( с точки зрения антропологии ) виде. Известно, что мутанты в принципе не могут дать жизнеспособного потомства – как и то, что ( по современным генетическим представлениям ) кроманьонцы не могли давать потомства от своих браков с неандертальцами. Так-ли это было на самом деле — вопрос вопросов. Но невозможно ещё раз не поразиться точности эволюционных представлений наших возможных предков, представлявших себе картину происхождения и развития Мира гораздо точнее и реальней, чем более поздние воззрения авторов многих компилятивных религиозных учений,– в частности, иудаизма, что сложили книгу «Бытие» Ветхого Завета из двух перекликающихся источников ( “Яхвиста” и “Жреческого Кодекса” ) – восходящих к шумерским и протошумерским религиозно-философским воззрениям. Что, в свою очередь, явно восходят к общим ( и более точным ) мезолитическим представлениям. Говоря так, я нисколько не стремлюсь умалить историко-архивные достижения творцов Ветхого Завета — хотя бы потому, что с точки зрения как традиционных эзотерических представлений, так и теории информационных матриц, монотеистическая религия – несомненно более прогрессивное и мощное оружие в отношениях Человека с Миром. Горько лишь, что прогрессивное явление века спустя обернулось уничтожением носителей проторелигии и протокультуры – как и их воистину удивительных Знаний. К подлинному пониманию сути которых христианская цивилизация приближается только теперь…

23 При безусловной доказанности факта небывалого стихийного бедствия, сопровождающегося обширными наводнениями, засухами, похолоданиями, извержениями вулканов, землетрясениями и весомыми изменениями климата, современные геологи, антропологи, палеоботаники, археологи, историки и исследователи пра-культуры расходятся как в оценке масштабов этих явлений, так в оценке их времени и географии – равно, впрочем, и в причинах. Возможно, таяние ледников было одним из следствий катастрофы, причиной которой многие полагают падение гигантского астероида или разрушение планеты Фаэтон. Тем не менее, мезолитические сказания довольно точно повествуют об этом событии – как, впрочем, и более поздние мифы иных народов. ( См., например, древнегреческий миф о Фаэтоне; мифы шумеров, майя и ольмеков. )