С. Сом, главы из повести «Пещеры – Человечество – Космос»




TRANS SPELUNCAS AD ASTRAS





«В конце концов, все там будем…»

: расхожая истина



Отголоски мезолитических сказаний – изустных летописей и обрядов, практик, очувствованных картин мироздания, легенд и базовых понятий-терминов – не только слышатся в любой современной религии или мифах; в виде реликтовой шаманской культуры эти представления в полной мере сохранились у народов, не отступивших в своей жизни от былого ощущения мира. Чей образ жизни даёт нам, пожалуй, наиболее полное представление о том, как жили наши далёкие предки.

Да, наши предки обитали в пещерах,– но большей частью использовали их не для жилья, а для культовых целей. То есть точно так, как их используют современные шаманы, наследники древней мезолитической традиции. Именно потому основная масса пещерных рисунков и алтарей обнаруживается в весьма отдалённых, труднодоступных частях пещер — проникнуть в которые посторонний просто не мог. < Как уже говорилось, одна из глав замечательной книги Г. Н. Матюшина,– доктора исторических наук, известного археолога и историка,– так и называется: “Тайные пещерные святилища”. >

: В пещерах происходит удивительное раскрепощение сознания; повышенная концентрация углекислоты и информационная изоляция от воздействий внешнего мира необычайно активируют все зоны неокортекса: как вербальное, левое полушарие, так и ассоциативно-аллюзивное, “аналоговое” правое полушарие.

Как полагает большинство исследователей, предкам нашим было более важно второе. Первое активировалось и развилось в результате воздействия Подземли и усложняющихся социальных условий жизни,— в основе восприятия Мира древним человеком лежало именно аллюзивно-ассоциативное, образное очувствование. Которое, активированное под землёй, и даровало нашим предкам удивительные творческие видения-озарения — от практического изобретательства до увиденных/очувствованных картин, соответствующих реальным структурам Мира. В главе о спелеоаномальных явлениях я писал, какое мощное активирующее воздействие может оказать Подземля на неокортекс человека, попавшего в стрессовую ситуацию; приведённый там пример – не единственный. Помимо случаев открывающегося инфравидения и паралингвистических способностей ( что, по сути, близки к телепатии ), мне известны случаи необыкновенного усиления “просто творческих” способностей – музыкальных, поэтических и изобразительных. Причём рисовать, лепить из глины ( и замечательно! ) и писать неплохие стихи начинают люди, даже не попавшие в стрессовую ситуацию – но какое-то время находившиеся под землёй. И на поверхности за собой подобных “творческих грехов” не наблюдавшие. Спелеологи, например, хорошо знают, что такое феномен “снов под землёй”; пребывание под землёй – в специально созданных либо естественных пещерах для “проникновения в мир”, его осознания и понимания до сих пор практикуется в ряде современных религий.

: Отсюда полученные во время пещерных медитаций и камланий древние открытия и знания – что неизбежно вызвали легенды об их “дарованности” нашим предкам “от неба”. От приручения огня, изобретения живописи и лука — до счёта и письменности, плуга и ткацкого станка, выплавки и закалки металлов. Ибо в древних мифах обо всём этом говорится достаточно ясно.

: Отсюда шаманская практика “управляемых сновидений”, что впрямую отождествляется с путешествиями по иным мирам.

Истоки этих практик – в мезолитическом шаманизме.

В его истинно пещерном, подземном начале.

: В шаманских “хождениях за три мира” — которые обязательным стартовым элементом в своей реализации полагали вхождение путешествующего в “хоркс”: пещеру, искусственного или естественного происхождения – не столь важно. Как не важно было освоившему подобный опыт, совершается это вхождение наяву в реальную пещеру — или виртуальным образом в пещеру, представляемую в сознании.

Вопрос: могли-ли неолитические шаманы исключительно ассоциативным путём почувствовать, осознать из-под земли подлинное устройство Мира, для меня не вопрос. Как для исследователя Подземли.

— Могли они увидеть и понять картины иных обитаемых миров? Думаю, да.

: Ибо в основе каждого такого понимания лежал Творческий Акт. Пусть один на тысячу лет, но он происходил.1 И передавался изустно. В виде доступных пониманию охотника и рыболова сказаний – с одной стороны. В виде осознанного, очувственного Знания – внутри немногочисленной “касты избранных” – с другой.

«Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.» [ Лука, 8:10 ]

Так в истории человеческого общества возник первый раздел: меж посвящёнными — и непосвящёнными в суть Мира Здания. Раздел, что предопределил появление скрытых, эзотерических знаний,– и обществ, оберегающих их.

: Второй раздел – разграничивший религию и науку/мистику в этносах, избравших урбанистический путь развития – был порождён изменяющимися социумами и множащимися культами.

Лингвистическое и географическое обособление этносов, массовые миграции, стихийные катастрофы и войны сокращали число Посвящённых в древние знания; новые культы отвергали прежние привязанности. На смену рыболовству и охоте пришло скотоводство и земледелие со своими религиозно-мистическими ориентациями; древние жертвенники и святилища вытеснялись храмами с “шаманами новой генерации” – жрецами. «Охотничьи заклинания и тайные обряды в пещере земледельцам и скотоводам не требовались – им нужны были боги, которые помогли бы отвести град и ураган от посевов или мор от животных.2 В поселениях стали строить особые помещения, где боги могли бы “отдохнуть” и получить какие-то дары. Появились и специальные люди, лучше других знавшие жизнь богов.»3 Эти новые жрецы в корне отличались от прежних шаманов, на равных общавшихся с миром невидимого, неведомого и неосязаемого,– в отличие от них они не стремились силой своего духа проникнуть в устройство Вселенной, не пытались взять у Мира то, что было нужно племени — но задабривали всесильных богов приношениями и молитвами. Религия, обособившаяся от творческого, активно-созидательного отношения к Миру, стала пассивной. И если неолитического шамана ( как безусловно и единолично отвечающего за своё камлание ) в случае неудачной деятельности племя могло “пустить в расход”, пригласив на его место другого, более могущественного и сведущего — новые жрецы4 всегда могли “отмазаться” от паствы: плохо молились, недостаточны дары,– всесильные боги гневаются…

— Общества, где шаманизм уступил жреческой религии описанного типа, и создали первые теократические города-государства. Общества ( племена, народы ), у которых жреческая культура впрямую наследовала основным принципам шаманизма, сохранили архаический образ жизни. И соответствующую духовную ориентацию.

В обществах первого типа военная власть неизбежно вытеснила духовную. [ Наверное, можно сказать: светская власть в подобных социумах непосредственно и произошла от власти духовной,– насколько к жрецам описанной формации, конечно, подходит термин “духовная власть” по сравнению с их шаманскими предтечами, обладавшими реальной духовной властью. Однако, процесс замещения ( смещения ) духовной власти светской мог идти разными путями – один из которых, например, военный конфликт с соседним племенем ( городом-государством ). Известно: дав оружие воину, обратно его отобрать невозможно. А уж дав власть – пусть и на время конфликта – военному вождю… Или, скажем, командиру дружины, созданной специально для принудительного сбора налогов, что в теократическом государстве неизбежно приходит на смену добровольным приношениям. В то же время, коль общество стало теократическим государством, а не просто племенем с вне зависимости от военной власти существующим духовным лидером ( жрецом или шаманом – не так важно ) — государство требует создания института контроля своих структур, института подчинения. И если учесть, что истинная духовность жрецов новой формации равнялась эзотерическому нулю – ясно: не так важен конкретный путь замены духовной власти на светскую. Важна неизбежность этого процесса. ] Как следствие, светская власть повела ( можно сказать: практически бессознательную, инстинктивную ) борьбу с наследниками древней духовности, древних знаний. Ибо власть меча не терпит власти разума.

«Некогда у египтян были разные мифы, служившие для того, чтобы ум лучше воспринимал некоторые тайны, чтобы недоступное непосредственным чувствам лучше воспринималось при помощи знака или образа. Но затем [ … ] для народов была выдумана нелепая сказка, появилось варварство и начался преступный век, для которого знание считалось опасным [ … ], а религии вменялось в обязанность держать мир в состоянии раскола, подчинения и ставить насилие выше права. Так место истины заняла глупая басня, которая извратила разум и испортила жизнь.»5

– Казалось бы, с появлением обособившейся от шаманизма религии и её победой в массовом сознании над былым отношением к Миру на творческо-мистическом соучастии в мировой демиургии можно “поставить крест”… Но природа продолжала метать свои “генетические кости” – и в каждом этносе во все времена неизбежно рождались те, кто вновь и вновь силой своего творческого дара приобщался к тайнам Вселенной, “угадывая” средь платоновых теней подлинные картины мира, что их вызывали. В одних социумах ( например, в позднем античном мире, явившем свету плеяду замечательных учёных и механиков-конструкторов – имена которых, например механика Герона, создавшего первый паровой двигатель и открывшем реактивный принцип движения, достойны подлинного уважения ) такие люди занимали ведущее положение ( светское или духовное, не столь важно ); в иных преследовались и уничтожались. Как преследовались и уничтожались все “недостаточно зашхерившиеся” носители древнего шаманского Знания — коль знание это, по мысли власть предержащих ( опять же, не важно: о светской или духовной власти идёт речь ), могло угрожать их могуществу. «Интеллектуальные занятия действительно недостойны воинов и королей, потому что в конечном итоге приводят к их исчезновению с лица земли»,– Уильям Блейк. Эти социумы и сопровождающие их исторические эпохи мало что оставили по себе – помимо деградации и упадка. Но эпохи и цивилизации, отмеченные деяниями “сынов неба”, до сих пор вызывают чувство гордости за человеческую историю.

— Возможно, полученные во время пещерных медитаций-камланий Знания были результатом озарения первых шаманов при контакте с Мировым Информационным Полем. Возможно, они были “подсмотрены” у более продвинутых по эволюционной лестнице наших виртуальных космических братьев. Возможно, они были “внушены” нашим предкам прогрессорски настроенными обитателями иных планет и миров. < Отсюда – та самая, не объяснимая историками одновременность распространения мегалитической культуры. > Внушены, или как-то переданы – посредством той самой пещерной медитации. Посредством сноподобного путешествия, Контакта. Всё возможно – ибо мифы в равной степени подтверждают любые версии. Как и современные эниологические воззрения. Но вот что главное:

: похоже, к нам никто никогда не прилетал ни на каких звездолётах — ибо разумные путешествуют по океану космоса не с помощью “технических костылей” – исключительно силой своего духа.

«Pedes ad terram, ad sidera visum»:

– Что мегалитические постройки древних, что линии в пустыне Наска создавались для них: в надежде на некий визит. В соответствии с его пониманием авторами устремлённых к небу храмов и космических, по масштабу, рисунков-маяков.6 Причём маяков, реально действующих — ибо в создании их был тот самый Вызывающий Творческий Акт:

: унисонное, резонансное напряжение мысли ( и энергии, сопутствующей физическому Труду ) при создании глобального, не воспринимаемого земным образом ( в буквальном смысле этого слова ) рисунка или объекта не могло не отозваться соответствующим резонансом в Мире.

: Теория информационных матриц, или мирового информационного поля, даёт чёткий и недвусмысленный ответ на вопрос, как это происходит.

Статуэтки и наскальные фрески “пришельцев” — того же происхождения. Они могли отражать очувствованное представление об инопланетных космонавтах, могли быть творческим овеществлением информации, хранящейся в народной памяти, в мифах. Принципиальной разницы нет. Легенда об Атлантиде, «Махабхарата», «Пополь-Вух», как и греческий миф о Фаэтоне, являются фантастическими произведениями – описывающими реальные события в каком-то ином мире, на иной Мировой Линии нашей общей Земли. Удивительно точно увиденные/считанные их авторами. < Не следует недооценивать не только творческое, но и фактографическое значение мифов: как правило, все они в той или иной, понятной простому человеку образной форме вещали о вполне реальных событиях – сохраняя в веках их значение и смысл. Так, согласно Матюшину, миф о похищении Европы впрямую повествует о зарождении греческого этноса, о заимствовании ранним греческим социумом земледельческой культуры у народов Малой Азии; миф об Атлантиде, как полагает Леон Стовер, не менее реально отражает события восточного средиземноморья времён европейской бронзы. «Мифы – это то, что никогда не происходило, но постоянно происходит»: Саллюстий. >

: Пирамиды, подземные погребальные комплексы и мегалитические сооружения с их пространственным “звёздным” расположением и “небесно-ориентированными” внутренними конструкционными полостями предназначались тому, что на языке простолюдинов означалось “богами” и “духами”; на внутреннем языке их истинных творцов – иными мирами Вселенной, вратами в них. И не столь важно, что говоря о космосе, мы сейчас используем другие понятия,– кто знает, какими словами и терминами будет оперировать человечество, рассуждая о Мире через, скажем, 100 лет? А через 1000?..

… В мире Подземли широко известно спелеоаномальное явление Свечения Свода и примыкающее к нему виденье в темноте – что, по сути, представляют собой стихийное, случайно достигнутое группой или одним человеком практикуемое в шаманизме состояние кауманек — то есть Просветления, проникновения в непознаваемые иным образом тонкие структуры Вселенной. Что не удивительно для пребывающего под землёй, учитывая всё, что мы знаем об её экранирующих и “разгоняющих” наше воображение свойствах.

Именно это явление породило миф, что Подземля освещается солнечным светом, когда луч Солнца падает на соответствующую часть карты, изображающей Нижний Мир; для осознавших важность этого наблюдения шаманов оно послужило мостиком к проникновению силой своего духа в иные миры,– к снятию информации о них из Общего Информационного Поля.

— Гораздо менее известно явление спелеотрансгрессии. Как уже говорилось, в соответствии с теорией информационных матриц под землёй, в условиях полной изоляции от внешнего мира, вполне может случаться как случайное “переписывание” своих пространственных координат, так и управляемое. И космический перелёт по схеме “Земля – Подземля ( пещера, медитация в ней ) – пещера на другой планете” не так сложно представить.

: Возможно, первым земным космонавтом был неолитический шаман, который в традиции называется Первым Шаманом. Получивший в результате случайной < допустим > мутации экстрасенсорно-творческий Дар, он применил его “осознанно и по назначению” — что сохранилось в легендах многих народов ( например, египтян и майя ), впрямую говорящих о “космичности” этой мутации и впрямую связывающих её с “непорочным зачатием”. Инициированным “сверху”, из космоса.

– Что не может не поражать: практически у всех народов мы встречаем легенды, мифы и предания о неких прогрессорах ( богах, полубогах, жрецах, правителях, мессиях ), “рождённых от Земли и Неба” и принесших человечеству не только практические знания, но и духовное учение, неотделимое от общей картины мира. Земная составляющая их происхождения выражается, как и в представлениях народов, исповедующих шаманизм, матерью,– “отцовство” приписывается Небу, Космосу. Меж тем известно: партеногенез ( “непорочное зачатие” ) имеет место в природе — но в этом случае обязательно рождается женская особь. Тем не менее, во всех мифах прогрессор, дарующий людям Знание – мужчина. Очевидно, “непорочное зачатие” следует понимать в переносном смысле: как воздействие на гены зачатого человека неких космических сил. Зачатого, конечно, самым обычным путём — но в результате космического вмешательства наделённого экстрасенсорными свойствами, недоступными современникам. Из священной книги жрецов майя “Пополь-Вух” [ часть III, гл. 2 ]: «Они были наделены проницательностью; они видели, и их взгляд тотчас же достигал своей цели. Они преуспевали в видении, они преуспевали в знании всего, что имеется на свете. Когда они смотрели вокруг, они сразу видели и созерцали от верха до низа свод небес и внутренность Земли… Велика была мудрость их, их зрение достигало лесов, скал, озёр, морей, гор и долин. Поистине они были изумительными людьми…»

: даже если отвлечься от эниологических воззрений о вполне возможном направленном информационно-энергетическом воздействии на оплодотворённую яйцеклетку7, представить, как случайная сверхэнергичная космическая частица вызывает в генах такую мутацию, нам теперь очень просто. С позиции современных эволюционных и генетических знаний. Рассуждения же о том, что это событие, якобы, слишком невероятно с позиций теории вероятности, в расчёт принимать не стоит: уже в эпоху неолита людей на Земле жило явно больше, чем имелось в распоряжении физиков двадцатого века “пузырьковых камер”,– однако физики с достаточно большой частотой фиксировали “космические лучи”, вызываемые в земной атмосфере торможением сверхтяжёлых частиц — ясно, что шансов угодить вместо “пузырьковой камеры-ловушки” в соответствующую хромосому человека у этих частиц на порядок больше.

Но ведь многие пещеры сами по себе обладают мутагенными свойствами, связанными с избыточным, относительно поверхности, радиационным фоном – ‘звенят’ и ‘щёлкают’ обследованные нами на Камчатке лавовые и вулканические пещеры ( некоторые из них традиционно использовалась местными шаманами для проведения своих обрядов8 ); избыточной радиацией обладают практически все кальцитовые натёки в естественных пещерах, а также многие из кристаллических образований. Пусть величина этого фона опасной для жизни не является, но в среде радиобиологов9 распространено убеждение, что именно микродозы радиации обладают сильнейшей мутагенной способностью – причём изменения, возникающие в организме под действием микрорадиологического фактора, рецессивными назвать трудно.

– Следствие: радиационный фон пещер мог сыграть важную роль не только в развитии рода Homo Sapiens — но и в обретении отдельными его представителями паранормальных способностей.10

На ещё одну возможность “внезапного обретения” паранормальных, с точки зрения обычного человека, способностей, указывает доктор Moody. В своих книгах «Жизнь после жизни», «Размышления о Жизни после жизни», «Свет с Того света» и «Последний смех» он приводит удивительные примеры возвращения к жизни человека после удара молнии.11 Что самое невероятное в этих случаях – люди, выжившие после поражения молнией ( и испытавшие клиническую смерть ) обретают если и не явно выраженные парапсихологические способности — то весьма специфический опыт, который сами они характеризуют, как «беседы с Богом». Такова, например, история Дэнниона Бринкли, который в 1986 году был поражён молнией, перенёс клиническую смерть – и получил удивительную возможность предсказания будущего. Несмотря на то, что несколько его предсказаний оказались ошибочными ( хотя и тут можно рассуждать о Мировых Линиях, о недетерминированности будущего – как и о том, что “получивший Предупреждение человек постарается избежать опасности” ), те его пророчества, что сбылись, поражают своей точностью. Например, ещё в 1986 году он предсказал, что “империя Зла” СССР рухнет в 1990 году — ну кто из экономистов и политологов может похвастаться такого рода прогнозом? Даже диссиденты ( признаю это, как не чуждый данному определению человек ), при всей своей уверенности в невечности “проклятого совка”, такие прогнозы в 1986 году давать остерегались. Более того: были уверены, что так называемая “гласность” – лишь способ “выпустить пар” из перегретого котла, да “пересчитать недовольных”. < “После перестройки будет перекличка, затем перестрелка” – мрачно шутили мы даже в 1988 году, не то, что в 1986! А вспомните знаменитое “письмо Андреевой” — какой тогда ужас сковал было распустившую свои языки интеллигенцию!.. >

«Этнолог Хольгер Калвейт12 записал истории трёх шаманов, получивших свой дар благодаря молнии, с которыми он говорил в Перу. Он также обобщил истории, которые собрал из письменных памятников других культур о нескольких других знахарях, подвергнувшихся электрическому шоку.

Волчья Голова, знахарь из племени Черноногих, был самым поразительным шаманом, поражённым молнией, о котором Калвейт писал в своей работе. Во время своего околосмертного видения он впервые встретил Мальчика Грома, духовное существо, которое на протяжении многих последующих лет регулярно посещало Волчью Голову во снах и учило его, как быть Великим Шаманом. Когда Мальчик Гром появлялся во снах шамана, его любимым трюком было учить Волчью Голову необычным талантам и умениям, которые знахарь не мог объяснить обучением или практикой реальной жизни.

Однажды утром Волчья Голова проснулся со способностью одарённого скульптора. Он высек два каменных бюста в натуральную величину, которые были абсолютными копиями королевы Виктории и короля Эдуарда. Аномальный художник как-то видел их портреты на медальоне.

В другой раз Мальчик Гром в один момент научил Волчью Голову быть отличным горным инженером. На следующее утро Волчья Голова отправился в угольные шахты, где предложил новую схему разработки угольной шахты. Представители правительства почесали в затылках и признали, что это – лучшая подобная схема, которую они когда-либо видели.»13

: Так что попадания “сверхэнергичной космической частицы” можно и не ждать. Что характерно в последнем примере – просто знаковое сплетение “удара неба”, “небесного огня” ( в абсолютном большинстве политеистических религий молниями заправляет “главный бог”, или его ближайший помощник, часто связанный с наиболее интеллектуальной деятельностью ),– сновидений получившего “небесное знамение” шамана и Подземли.

В своей последней книге доктор Moody, вслед за Хольгером Калвейтом и Кеннетом Рингом, также исследует связь между снами и околосмертным опытом и проводит явную параллель меж шаманской техникой “управляемых сновидений”, религиозно-мистическими медитациями и распространившейся в последнее время практикой специально вызываемого состояния клинической смерти ( с целью обретения “околосмертного опыта” ),– так что я смело могу написать следующую фразу: даже если отвлечься от назначения находимых археологами древних гальванических элементов, современные исследования вплотную подошли к признанию реальности шаманских “хождений за три мира” и выявили несколько вполне реальных технологий этих “хаджей”, не противоречащих “официальным научным представлениям”. По крайней мере в практическом смысле.

Что же до “теории” – резонансно-матричная информационная теория развивается ныне столь быстро, что, боюсь, через пару лет мне придётся заново переписывать эту главу.

– И ведь современные шаманы не только не отрицают возможность метафизически-космического путешествия — утверждают, что в посещении иных миров нет ничего сложного; это всего лишь ( по их словам ) одна из их традиционных практик!

Вдумайтесь в свете этого в знаменитые легенды о Беловодье, Шамбале или о Венедее, куда удалились от притеснений “оправославившихся” князей славянские волхвы. Складывается ощущение, что это далеко не легенды: обладающий определёнными способностями ( или достигший описанного выше состояния кауманек ) человек действительно может под землёй переходить из мира в мир; причём наиболее подходящие для таких путешествий места ( иные именуют их “окнами”, “звёздными вратами” ) не просто находятся под землёй — в силу неких, возможно топологических причин, они чётко связаны с конкретными зонами в самих пещерах.

Возможно, с теми самыми зонами, где мы чаще всего наблюдаем загадочное “внеземное свечение свода”. Что, как известно, материалистически-ортодоксальная научная мысль объяснить оказалась не в силах.

: И христианство, и буддизм в периоды своего высшего развития немало ставили на “подземные медитации” и пещерное отшельничество, на “практику умной подземной молитвы”. Десятки тысяч рукотворных пещер и подземных храмов остались нам в наследство от этих периодов – не уступали буддизму и христианству иные верования и религиозные культы: частью сохранившие эти традиции от породившего их шаманизма, частью обретённые в результате своего развития.

Нельзя сказать, что отдельные представители этих, обратившихся к Подземле, религий и культов, не достигли успеха в подземном единении с Миром.

: В своём “космическом рвении” европейская цивилизация, прошедшая через раскол Религии и Творчества, затем через раздробление Творчества на Науку, Искусство и Магию, ломится в не столь закрытую дверь.

Дверь открыта давно. И называется тем словом, что чаще всего повторяется в этом моём повествовании:


: Творческий Акт.



1 Как следует из книг М. Харнера, О. Диксона и Х. Кальвейта, осознанное путешествие шамана по иным мирам и реальностям — дело не столь редкое. Но допустим, правы не исследователи шаманизма, личным опытом проверившие его положения и практики, а “упёртые фадди дадди” от скептически настроенной ортодоксальной научной мысли. Допустим, что первые путешествия были актом случайным и не вполне управляемым. Как и не вполне осознанным. Мысль сия представляется мне достаточно логичной — и всё же: сколько таких “стихийных путешествий” нужно совершить творчески одарённому человеку ( а иные шаманами не становились, ибо не могли стать – как не может слепой стать художником, а лишённый музыкального слуха скрипачом или органистом ),– чтобы осознать, очувствовать некие закономерности в случайно открывшейся возможности “хаджей в Неведомое”: десять, двадцать, тридцать?.. Если более — тогда сомнительна сама мысль о том, что Первое Путешествие могло случиться с этим недалёким в творческом отношении горемыкой.

2 Тут усматривается весьма простая зависимость: охота и рыбная ловля – активный способ добычи пищи, не отделённый от “почти мистической” удачи, интуиции,– мы ведь даже теперь говорим в похожих ситуациях “нашаманил”, “наколдовал”, “напророчил”, “поймал фортуну за хвост”. Земледелие и скотоводство против охоты и рыбной ловли пассивны; в них не только монотонный, кропотливый труд – ожидание дождя, урожая,– зависимость от недорода и плодородия, что определялись вовсе непонятными для наших предков климатическими причинами; тут уж – как ни дёргайся, а траве или злаку расти быстрее не прикажешь… Ясно также, что заниматься земледелием, как и скотоводством, могли люди с принципиально иной ориентацией психики, чем у охотника. И если охотника кормили в первую очередь интуитивное понимание Мира, быстрые ноги, мгновенная реакция на малейшее шевеление в дальних зарослях, твёрдая рука и меткий глаз – земледелец и скотовод в своём вынужденном ожидании поневоле обращались к мольбе, к небу. К милости погоды. Так же можно заметить, что скотоводство и земледелие развивались в районах равнинных, то есть, как правило, лишённых пещер ( бывших первыми жертвенниками и святилищами ) – что вызвало к жизни постройку наземных храмов. Отличавшихся от пещерных в области возможного медитативного общения с Миром столь же, сколь модель самолёта или чучело птицы отличаются от способных к полёту оригиналов. Соответственно, в ту же сторону стал отличаться и контингент “служителей культа”.

3 Г. Н. Матюшин, «История древнего мира – тайны цивилизаций», “АСТ-пресс книга”, Москва, 2002.

4 Вдумайтесь в принципиальное отличие этого слова от слова “шаман”: жрец – всего лишь прислужник, оглашающий “волю бога”…

5 Джордано Бруно, «О безмерном и неисчислимом».

6 Как показывают Питер Джеймс и Ник Торп, в применении индейцами Наска воздушных шаров ( при создании видимых лишь с неба узоров ) нет ничего сверхнеобычного,– но сколько лет “официальная историческая наука” потчевала нас сказками, что рисунки и линии Наска “якобы различимы” с неких “окрестных гор” — при этом ни одной фотографии, сделанной с этих гор, приведено НЕ БЫЛО.

7 Появившееся недавно “генно-голографическая теория” хранения, передачи и востребования генетической информации успешно объясняет подобные воздействия и без привлечения информационно-эниологических построений,– впрочем, в полном согласии с ними говоря лишь о конкретном физическом механизме взаимодействия информационно-энергетических матричных структур,— однако обсуждение этой красивой теории выходит за рамки моего повествования.

8 Когда я говорю о том, что наши предки использовали пещеры не столько в жилом, сколько в культовом аспекте, я нисколько не пытаюсь оспорить известный факт, что какой-то процент неандертальцев и кроманьонцев в пещерах всё-таки обитал — там, где имелись подходящие для этой цели пещеры. Процент этот был не велик, но в развитии рода Homo Sapiens его нельзя недооценивать. По-видимому, вулканические пещеры на заре человечества были не менее населены, чем карстовые – косвенно об этом говорят современные находки останков наших предтеч в районах древней и современной вулканической активности, например, в Кении. К сожалению, вулканические пещеры обладают значительно более кратким “сроком жизни”, чем карстовые. А потому находки в них человеческих останков более редки.

9 В 1986 году по заказу Института Микрорадиации АН СССР мы проводили комплексное обследование пещер ближнего и дальнего Подмосковья; информация, на которую я ссылаюсь, почерпнута в беседах с сотрудниками института. Точные значения радиологического пещерного фактора для полостей разных типов я приводил в главе о микроклимате пещер – как и объяснял причины этой избыточной радиоактивности.

10 Я уже писал о том, что пещеры сами по себе необычайно активируют работу нашего неокортекса; в данном случае “радиологический фактор” складывается с изолирующе-эниологическим влиянием пещер, а также с капельной и тектонической генерациями сверхнизких переменных электромагнитных полей.

11 Доктор Элизабет Кублер-Росс, проводившая свои исследования независимо от доктора Moody, полностью подтверждает сообщаемую им информацию; сейчас она возглавляет Европейский Танатологический Центр – появившийся в результате объединённых усилий медиков Франции, Германии и Швейцарии, заинтересованных в дальнейшем изучении “феномена смерти”.

12 Ведущий западный историк культуры мезолита, специалист по древнему и современному шаманизму.

13 Реймонд А. Моуди, «Последний смех», “София”, 2003.