Сергей СОМ, февраль 2008 г.


СПЕЛЕО-АНОМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:

ПОПЫТКА КЛАССИФИКАЦИИ




Попробуем перечислить основные типы наблюдаемых под землёй аномальных явлений ( данное перечисление можно считать первой попыткой систематизации САЯ ):


1) Свечение. Находящиеся в гроте неожиданно просыпаются, испытывая при этом необъяснимое чувство бодрости, после чего все видят или силуэт, контуры грота, подсвеченные мягким зеленоватым светом  или рисунок из светящихся точек, напоминающий звёздное небо. Человеческое тело для этого свечения полупрозрачно, полиэтилен экранирует его. Рисунок “созвездий”, наблюдаемых всеми, совпадает в деталях – но к карте реального звёздного неба, увы, отношения не имеет. Свечение сопровождается характерными тихими звуками типа “электрического потрескивания”, непохожего на звуки, которые может издавать камень.

Необъяснимое “чувство бодрости”, которым сопровождается начало этого явления, поразительно перекликается с аналогичными ощущениями очевидцев “контактов третьего и чётвёртого рода”, описанными в уфологической литературе – см., например, Кеннет Ринг, «Проект “Омега”: предсмертные переживания, контакты с НЛО и Мировой Разум» [ “Издательство Трансперсонального Института”, Москва, 1998 г. ]; интересно, что свечение так или иначе сопровождает начальную фазу всех контактов третьего и четвёртого рода в уфологической литературе – и ПСП.

В традиционных шаманских практиках это явление также известно – оно называется кауманек и служит своего рода индикатором состояния, в котором человек или группа людей приближаются к “внечувственному”, в привычной терминологии, ощущению мира. Как правило, для достижения этого состояния в шаманизме используются специальные тренировочные техники.

В христианстве подземное отшельничество тесно связано с движением исиахистов, опиравшихся на ключевую фразу из Евангелия от Луки “Царство Божие есть внутри нас” и полагавших, что лишь в уединённой, “умной” молитве, творимой под землёй, можно достичь состояния просветления или святости. В котором молящемуся и отрешившемуся от земных помех и искусов откроется “фаворский свет” – то есть Свет, преобразивший Сына Человеческого на горе Фавор. Как представляется мне, это понятие весьма созвучно практикующемуся в ряде восточных философий и религий понятию “просветление” и шаманскому состоянию кауманек. Безусловно, все они восходят к одному эзотерическому источнику — или физическому процессу, особо благоприятные условия для реализации которого складываются под землёй: отсюда понятие “гора”, объединявшее в архаической семантике как понятие “подземного мира”, так и понятие “небо”, “приближение к небесам”.


2) Визит Хозяина. Также наблюдается “условной подземной ночью”. Все находящиеся в гроте одновременно просыпаются, испытывая то же чувство бодрости, но вместо свечения свода слышат приближающиеся шаги. Некто будто бы входит в грот, обходит его и выходит обратно — в полной и абсолютной темноте.1

Как следует из опросов, есть Системы, где чаще наблюдается Свечение ( например, Никиты ) – а есть те, где доминирует эффект “Визита Хозяина” ( например, Бяки ). Если экстраполировать имеющуюся у меня информацию ( признаю её статистическую ограниченность ), один эффект исключает другой. То есть в тех Системах, где посетители видят Свечение, Визит Хозяина не известен – и наоборот. При этом одни и те же люди могут быть свидетелями обоих этих явлений, наблюдая в каждой Системе более свойственное ей САЯ. Если данная экстраполяция не ошибочна – можно говорить о географической привязке явления, но никак не о том, что кто-то склонен к ловле определённого вида глюков. Возможно, Визит Хозяина является более чётким и мощным проявлением того же процесса, что приводит к Свечению: этот вывод косвенно следует из многочисленных заявлений спелестологов, что “экстрасенсорная крутость” Бяк превышает аналогичные никитские показатели.


3) Пространственно-ориентировочные аномалии. Есть места под землёй, в которых по непонятной причине крайне затруднена ориентация  даже для очень опытных спелестологов. Явление это, внешне не столь эффектное, не имеет никакого внятного объяснения: ибо, например, как можно не научиться ориентироваться в треугольнике со стороной в 50 метров за 15 лет изучения его?.. К данному типу САЯ примыкает явление, которое в Никитах теперь называется “эффект Мартингала”: за 20 лет практически непрерывного штурмования окоёмов системы Шкварина и Бородинских Полей ни один из штурмующих не удосужился отвалить пару камушков от одного из трёх проходов, что соединяли систему Мартингал с Никитами ( два других в раскапывании вообще не нуждались! ); Борода и Хмырь, хоть и вышли в 1981 году в Мартингал через один из этих ходов, как ни бились, не смогли повторно в него попасть. Можно представить, что у одного человека “замылился глаз” ( хотя реального психолого-физиологического объяснения за этой кондовой фразой нет никакого ); можно допустить, что пара групп чисто случайно не попадала в эти ходы – хотя прочёсывала периметр Системы весьма добросовестно.

Безусловно, ряд подземных “ориентировочных аномалий” можно ‘списать’ на заявленную мной в преамбуле ориентировочную аберрацию, вызванную спецификой нашего зрительного восприятия Подземли – особенно в местах, изобилующих всевозможными, топологически сложными, узостями. [ В части из них, например, в никитской системе Сейсмозона, свободное перемещение только и возможно, что в состоянии ‘под шофе’, блокирующем эффект зрительной пространственной аберрации. ] Какие-то потери однажды найденных ходов, либо их чудесные открытия, следует списать на пресловутую “случайность”. Но о какой статистической случайности можно говорить применительно к десяткам групп за два десятка лет?

А потому переходим к статистике.


4) Статистические нарушения. Абсолютно необъяснимые нарушения статистических закономерностей столь частые и обширные, что подробное перечисление их заняло бы слишком много места. В то же время явление это настолько “незаметное” и привычное для ходящих под землю, что “спелеологи со стажем” на него просто не обращают внимания, а зря. ( Стандартное объяснение аномалий такого рода “обычное дело, под землёй и не такое случается...” И никто не вдумывается в страшновато-абсурдный смысл этой фразы: почему, собственно говоря, случается? каким образом?? и что именно??? ) По моему мнению, статистические нарушения как раз и есть главные проявления САЯ.


5) Исчезновения и обретения. Например, постоянные исчезновения только правых перчаток. Конечно, человек чаще снимает именно правую перчатку, чтобы что-то сделать не стеснённой ей рукой – если он, конечно, правша. Интересно было бы попробовать установить статистическую корреляцию меж количеством левшей средь спелестологов и не ходящих под землю, а также меж процентным соотношением потерянных правых и левых перчаток. Но в любом случае останется вопрос: куда же они так загадочно исчезают? Ведь владелец перчатки, как правило, ищет её довольно тщательно… И почему левые перчатки всегда находятся – а правые нет??? Нет-ли здесь связи с работой наших полушарий,– ведь деятельность правого, “аналогового” полушария, весьма активируется под землёй < согласно проведённым во время Пребываний исследованиям, активность правого полушария под землёй возрастает в несколько раз — в то время как деятельность левого, в зависимости от фазы интроциркадного ритма, может быть даже подавлена; если же и увеличена – то, по сравнению с правым, это увеличение на 70 ÷ 80 % меньше >.

К данному типу САЯ близки всевозможные ‘чудесные находки’ под землёй красивых гротов и залов, зон раскарстовки и кристаллообразования в местах, по которым и сам до того, и другие проходили тысячи раз, что самое интересное, потом можно пытаться вновь найти это место —— но безуспешно. Сюда же относится необъяснимое появление характерных маленьких свечных огарков, так называемых “подарков Двуликой”: в местах, где только что проходили люди  или сам и никаких огарков не замечали.

Можно пытаться “списать” это явление исключительно на психологию суть от этого не изменится: от “перемены мест названия” причина не обозначивается. Лучше всего это явление “объясняют” те, кто, сам ни разу не был под землёй; для спелеологов подобные “объяснения” звучат, как ‘бред оф сов кэйбл’.


6) Темпоральные флуктуации. Под землёй часто наблюдается как ускорение, так и замедление хода времени. Например, за “официально прошедшие” 10 минут в гроте происходит столько событий, что при иной ситуации заняли бы часы. Но может случиться иначе —— вдруг “необъяснимо” теряется несколько часов, хотя за это время, скажем, была прослушана одна только одна сторона кассеты, длящаяся 45 минут.

Что интересно, аналогичные флуктуации течения времени наблюдаются при контактах третьего и четвёртого рода с НЛО — над этим стоит задуматься…


7) Автопиротика. Самопроизвольное воспламенение коробка спичек, случающееся на глазах у нескольких человек. < Зафиксировано в присутствии свидетелей в Никитах в 1984 ÷ 1986 гг. около 10 раз. > Можно предположить, что “виной ему” – химический состав спичечных головок, выпускаемых балобановской фабрикой, известных своей непригодностью по прямому назначению — но если б самовозгорались только балобановские коробки!.. Причём такие самовозгорания никогда не случались в карманах – в каждом случае внезапно вспыхивал коробок, лежащий на столе. Объясните мне на химическом уровне данный процесс ( и почему он в одних случаях происходит, в других – нет ) — выведу его за рамки САЯ.


8) Термодинамические искажения. Нарушение обычных процессов передачи тепла от нагретого тела холодному то есть, например, можно в течении получаса греть головку примуса всеми возможными способами ( бензин, плекс, ‘сухое вонючее’ ), но она остаётся холодной.


9) Необъяснимая аварийность техники. Явление, опять же изумительно просто объясняемое людьми, с техникой знакомыми лишь по художественной литературе. В отличие от них специалисту очень сложно объяснить, как может быть разорвана изнутри плата в радиостанции или магнитофоне при абсолютно целом корпусе; как на глазах у четырёх человек может пробить зримой искрой ‘козы’ схему прибора при снятом напряжении питания; как может работать магнитофон или плэер при абсолютно севших батарейках или при отсутствии в блоке питания одной из них — и так далее. Как было замечено С. Дегтярёвым [ Борода ], некоторые места в пещере более других склонны к этой “странной аварийности”; также было замечено, что иной раз “странные стихийные обстоятельства” мешают прослушать под землёй кассету Жана-Мишеля.


10) Музыка и звук. Очень сложное явление, требующее пространного изложения. Вкратце же  в гроте можно услышать музыку, которую слушали в нём некоторое время назад, или слушают в данный момент на поверхности в лагере над пещерой,– в ином гроте, удалённом на несколько километров подземных ходов ( физически звук не может распространяться под землёй на такое расстояние впрочем, для неспециалиста “это не преграда для кондового объяснения” ); иной раз музыка ( в частности, альбом ‘Ж-М-Ж’ “ZOOLOOK” ) вызывает в гроте иной звук, вступающий в явную музыкальную перекличку с прослушиваемой с кассеты или компакта мелодией; данный ‘диалог’ слышат все, находящиеся в гроте —— так что на глюки данное явление не спишешь. Как не спишешь, опять же, на “причуды подземной акустики” ( по крайней мере специалисту подобное “объяснение” на уши не повесишь ).


11) Метеорологические флуктуации. В своё время к ним относили и кольцевые тяги воздуха  дующий явно “по кругу”, то есть замыкающийся сам на себя подземный воздушный поток. Но с появлением адсорбационно-психродинамического объяснения из списка САЯ исключили. Хотя упомянутое “объяснение” является не более, чем качественным описанием возможного процесса с количественной стороны никаких исследований в подтверждение данной модели не проводилось, и сама модель не рассчитывалась. ( Некоторые аэрологи полагают, что данный механизм не может работать в принципе,– мол, с точки зрения энергетического баланса не выдерживает критики, “ищите иное объяснение”. ) Однако помимо “кольцевых тяг” существуют такие явления, как необъяснимое, лавинообразное усиление колебаний воздушных масс под землёй ( например: трое человек неторопливо идут по штреку сечением 4 Х 2,5 метра а в шкурнике, отходящем через 100 метров от этого штрека вбок поверх довольно-таки рыхлого бута, начинается такой сквозняк, что просто задувает свечу ); документально зафиксированы случаи, когда поставленный волок “гонялся” за человеком по всей Системе по довольно-таки хаотичному взаимопересекающемуся маршруту, или когда после экстрасенсорных экспериментов в гроте начинался просто лютый сквозняк, дующий в явно монолитную и тупиковую стену. Вообще перемещение воздушных масс под землёй  “терра инкогнита” науки, ждущая своих серьёзных исследователей.


12) Контактные явления. Как следует из названия, непосредственное вступление в односторонний ( по аналогии с уфологической литературой назовём его “контакт третьего рода” ) или двусторонний ( четвёртого рода ) Контакт с подземными эзотерическими силами или созерцание ( контакт второго рода ) представителей этих сил “во всей боевой красе” с соответствующими последствиями. Помимо фактов непосредственного ( визуального ) Контакта с конкретными подземными божествами ( Двуликой, Эвой, Белым, шубиным ) наблюдаются случаи акустического Контакта с не вполне отождествляемыми “голосами” – один из этих фактов, например, приводит А. Перепелицын в своей статье «“Глюки” подземелий»: «Опытный калужский “пещерник” рассказывал мне о находившейся в его группе девушке, которая, будучи не новичком под землёй, в буквальном смысле этого слова впала в транс,– при этом казалось, что она беседует с некими “подземными духами” – вслух отвечает на слышимые только ею вопросы. Можно было понять, что её “собеседники” приглашают девушку к себе, и она действительно рвалась в мрачные глубины. Мой собеседник, посмеиваясь, говорил, что была мысль отпустить “зачарованную” и посмотреть: куда её “заведут” – однако от этого благоразумно отказались и вскоре транс прошёл без последствий.» Не думаю, что такого рода медитативные трансы – плод лишь внутренних, специфических аберраций психики находящегося под землёй, “к реальности не имеющие никакого отношения”. Во-первых, подобных историй известно достаточно много. И все они просто удивительно перекликаются с опытом “контактёров”, испытавших телепатический контакт с НЛО ( UFO ) – и одновременно с опытом людей, переживших так называемое состояние ПСП ( предсмертных переживаний ).2 Во-вторых – случается такое под землёй с людьми самых разных темпераментов и энергетических тонусов, а также личного спелеоопыта. И вовсе не как следствие пережитого “состояния экстрима” [ дистресса ]. В третьих, мне самому и многим моим знакомым удавалось в ряде экспериментов искусственно входить под землёй в состояние Контакта с некой, не вполне отождествлённой, силой ( или силами ). А эксперимент повторяемый на случайные аберрации психики уж никак не спишешь. Одно можно заметить с уверенностью: конечно, к такого рода Контактам более предрасположены люди с повышенной экстрасенсорной чувствительностью — но из этого вовсе не следует, что любой экстрасенс, приведённый под землю, тут же впадает в транс и начинает общаться с Двуликой. К радости и визгу случайных свидетелей.

: Всё гораздо сложнее и тоньше. И зависит не столько от нашего настроя – сколько от ещё не известных нам “раскладов” Подземного Мира.


13) Призраки. Мне известно несколько случаев наблюдения спелеологами как бы изображений лиц, что в данную Систему уже не ходят, но посещали ( притом весьма активно ) её какое-то время назад,– причём в одном, достоверно зафиксированном, случае [ Ромка-Президент, 1985 год, Правая система Никит, Тектоническая трещина ] наблюдалось лицо человека, лично наблюдателю не известное — но в сделанном графическом наброске и сопутствующем “словесном портрете” все узнали Кнэд, в это время уж не ходящую в Никиты. Но принимавшую активное участие в нашей спелеожизни за пару лет до того. Изображение “призрака” не является статичным – в случае Президента оно будто пыталось что-то сказать; по словам Ромки, губы складывались во фразу, которая должна была звучать, как «Не ходи». Ромка остановился, замер на месте – и перед ним из тектонического разлома вывалился большой блок в сопровождении глины и мелких камней ( общий вес обрушения был около 500 кг, согласно визуальной оценке ). Недавно аналогичное явление наблюдал известный диггер В. Михайлов ( как мне кажется интуитивно, в данном случае ему можно верить ): при исследовании подземных ходов, соединяющихся с подвалами старого здания ‘Склифа’, он с товарищами ясно видел изображение женщины, что в это время скончалась наверху, в отделении реанимации. Исследование ходов производилось с местными медиками – а потому опознание было точным. Но если последний случай является каноническим наблюдением “отхода души”, описанным доктором Муди3 — безусловно, в изолирующих условиях Подземли наблюдаемом с большей чёткостью и ясностью, чем на поверхности — то объяснение первого случая возможно лишь в рамках “продвинутой” теории Мирового Информационного Поля.


14) Фотопризраки. Иной раз на фотографиях, сделанных под землёй, ясно видны некие структуры в виде ореола или белых, а также слабо светящихся лент, концентрических окружностей,– как правило, вокруг фотографируемых людей. Стандартное объяснение: в лучах фотовспышки фосфоресцирует пар, выделяемый при нашем дыхании или ‘отпотевании’, неизбежном при нахождении в климатических условиях, близким к “точке росы”. Явление это можно было бы вывести в “заштат” САЯ — кабы его не наблюдали спелеофотографы, обладающие весьма уважительным опытом спелеофотосъёмки [ см., например, интернетную дискуссию в декабре 2003 года, спровоцированную А. Ковалёвым, Р. Равве и А. Климчуком ] — и безусловно различающие, где на снимках действительно наблюдается неучтённый, по неопытности фотографа, пар антропогенного происхождения – а где действительные структуры, более похожие на “эффект Кирлиан”. То есть на свечение, которое сопутствует фотографированию биологических объектов в высокочастотном поле. Насколько это явление примыкает к предыдущему пункту, то есть имеет отношение к “спелеомистике”, а насколько может быть объяснено в рамках уже известных нам физических законов, гадать не намерен: по сути, всё, что мы относим к мистике или мифологии, есть проявления общих физических законов, слагающих воспринимаемый нами мир.


15) Лозоходство. Явление называется также биолокацией но как ни назови, от этого понятней не станет. По сути, не имеет ни одного сколь-нибудь внятного научного объяснения не считая общих эниологических построений ( резонанс образов-матриц в уже упоминавшейся мной теории Мирового Информационного Поля ). Сводится к тому, что оператор с некой “рамкой”, сделанной из свежей ветки или металла, может, перемещаясь по поверхности, точно указать, в каком месте находится подземный ход, рудное тело, кабеля электропередач, грунтовые воды и т.д.


16) Биоэнергетический поиск подземных пустот или потерявшегося в пещере додика. Имеет много проявлений-методик; по-видимому, все они индивидуальны, ибо “каждый стоящий оператор медитирует по-своему – одинаковы в своём поведении лишь те, кто этого не умеет”. По природе своей имеет много общего с лозоходством ( и также не объясняется традиционной “наукой” ),– в отличии от лозоходства, для своей реализации требует не перемещения над искомым объектом, а наоборот, сосредоточенного “въезжания в него”, сидя на месте. И отсутствия каких бы то ни было помех со стороны – шумовых, информационных, и прочих.

Как результативная методика для поиска потерявшегося под землёй или неизвестного продолжения Системы, этот способ доступен лишь спелестологу, реально связавшему себя с Миром Подземли – и способным в силу этой связи ассоциировать образ представляемой Системы с её реальностью. Биоэнергетический способ поиска потерявшегося под землёй был успешно применён нами в нескольких ПСР, о чём были соответствующие публикации в прессе.


17) Спелеотрансгрессия. В вертикальных пещерах, к сожалению, данное явление не замечено — тем не менее одно из самых загадочных и потрясающих по субъективным ощущением САЯ. Выглядит так: человек ( много реже группа ), идущий по какому-то маршруту под землёй, задумывается о чём-то или в результате иной аберрации восприятия как-то “выпадает” из окружающей действительности и внезапно оказывается перед тем самым местом, куда стремился. В памяти не остаётся пройденного пути; по часам времени на дорогу также затрачено не было. То есть “на лицо”  осуществление мечтаний писателей-фантастов “в одной, отдельно взятой Системе”. Чаще ходите под землю, господа бумагомаратели! На 2002 год Никитах было зафиксировано около 20 случаев спелеотрансгрессии, причём три из них – групповые.


18) Инфравиденье. Возможно, название не самое удачное – но слово ноктолопия ( ночное, или сумеречное зрение ) означает нечто иное. Суть инфравиденья в том, что в дистрессовой ситуации, или после должного расторможения правого, ассоциативного полушария ( например: немереным количеством спиртного ), человек приобретает ( на некоторое время, до контакта с первым реальным источником света ) удивительную способность ориентироваться под землёй в абсолютной тьме – то есть он прекрасно различает детали окружающего ландшафта. Явление это ( при его осознании ) поражает не меньше, чем спелеотрансгрессия; причины его, возможно, те же, что и в случае “свечения” свода. Некоторые очевидцы, испытавшие этот шок, говорят, что пейзаж воспринимался ими в зеленовато-серых тонах, причём окружающее казалось восковым, будто прозрачным. Конечно, не стоит уповать на “тот свет”, коль останешься без “этого”: за 25 лет хождения под землю я всего 6 раз сталкивался с подобными случаями ( один из них был сдвоенный, то есть без света шли сразу два человека – и оба прекрасно видели не только окружающие камни и своды, но и друг друга ). К инфравиденью примыкают описанные А. А. Перепелицыным случаи инфракрасного “кожного зрения” – неоднократно проверенные им в его подземных экспериментах.


19) Подземная Удача. Хоть мы говорим ( и верим ), что Удача есть неосознанная закономерность — проявления её под землёй трудно не отнести к САЯ. Ибо основная масса всевозможных “чудесных подземных историй” базируется ( пусть и неосознанно для Рассказчика ) на том, что в нужный момент происходит какое-то, достаточно случайное Событие – шансов которому случиться практически не было. Конечно, я имею в виду случаи подлинные, в достоверности которых сомневаться не приходится ( попадал в такие ситуации сам, и не раз ). Также стало распространённым объяснять необъяснимую в принципе удачу некоторых спелестологов ( достаточно плотно связавших себя с Миром Подземли ) тем, что “им благоволит Двуликая”. Или списывать их везение на некий “бессознательный спелеоопыт”. По-моему, оба эти “объяснения” бессознательны по своей сути.


20) Сны под землёй. С феноменом “вещих”, а также “гениальных” подземных снов хорошо знакомы не только спелестологи, но и кейверы всех ориентаций. ( По-видимому, не менее хорошо с ними были знакомы и шаманы древности. ) Во сне можешь увидеть проход в новую часть Системы, что наяву отыскать не удаётся ( при проверке сновидения он отыскивается в том самом месте ); в подземных снах много чаще, чем в городе, находишь решение задач, над которыми безуспешно бился в своей “верхней жизни”; я, например, многие страницы своих повестей не сочинял – записывал увиденное во сне ( что поражало потом: некоторые из моих читателей восклицали – “Да кто тебе об этом рассказал? Я ведь никому не говорил, что со мной случилось!..” ); за 40 минут подземного сна ты можешь восстановить свои силы, как за полноценный восьмичасовой сон на поверхности — и в тоже время, проспать, как полчаса, 16, а то и больше часов подряд… Конечно, “подземная изоляция” от всевозможных помех, шумов и раздражителей играет свою роль. Но — не объясняет, на каком физиологическом уровне ( в канонах материалистической “науки” ) к нам приходят подземные ночные озарения – типа открытия новых гротов и штреков…


21) Камни Двуликой. Иной раз на полу штрека видишь камень, причём упавший явно недавно – свежие сколы без характерной пылевой патины,– который не мог выпасть со свода ( нет комплиментарной впадины ) и в то же время отсутствуют следы его транспортировки по полу ( если бы его притащили-прикатили люди – не важно с какой неведомой целью, пусть и прикола ради ). Нет следов выпадения этого блока и в окрестных стенах. И конечно, наблюдаются подобные камни в тех местах, где Наблюдатель “ещё неделю назад проходил – и никакого камня не видел”. Как правило, заявления эти исходят от достаточно опытных спелестологов, ибо чайники “по определению” не в состоянии точно сказать, соответствует-ли пейзаж конкретного места в пещере тому, что они видели неделю или месяц назад.


22) Обострение творческих и/или интеллектуальных способностей в результате пережитого под землёй дистресса. Летом 2003 года испанские газеты сообщили о следующем необъяснимом случае: немецкий спелеотурист заблудился в одной из испанских пещер и провёл там в очевидной дистрессовой обстановке около 40 часов. В результате чего у него открылись удивительные лингвистические способности – в частности, абсолютное владение испанским языком, которого до этого он не знал. Подобных случаев мне известно столь много, что это позволяет выделить спелеоаномальное обострение творческих и интеллектуальных способностей в независимую группу САЯ.


23) Взгляд в спину, он же – “взгляд Двуликой”. Человек, идущий по штреку, ощущает, будто кто-то пристально смотрит на него сзади; поворачиваясь назад, видит, что в штреке никого нет. Просьба не путать это САЯ с банальным чайничьим ‘мандраже’ — “взгляд Двуликой” способен почувствовать ( как и ощутить принципиальное отличие от “просто страха” ) лишь действительно опытный спелестолог.

Критика сообщений об этом САЯ сводится к двум вариантам: 1) не фиг простой страх, вызванный очевидной стрессовой ситуацией, выдавать за “некое САЯ” и 2) любая декларация того, что ты можешь чувствовать нечто, недоступное остальным – попытка ‘откосить’ от критики, прячась за, якобы, “профессионализмом”. Попробую ответить:

1) Потому и не говорим о неофитах и чайниках, что “спелестолог в законе” не ведает под землёй пресловутого “журналистского стресса” — для него посещение Подземли уютней, чем городское бытиё. Фактически это ответ и на критику второго рода – но тем не менее:

2) Аналогично нам за своим профессионализмом прячется любой автомеханик или просто опытный водитель, по звуку двигателя распознающий любую его неполадку. То, что “клубные чайники”, выезжающие под землю раз-два за год, не в состоянии отличить “взгляд в спину” от просто страха, не делает им чести, как спелеологам,– их недоверие к нам в этом смысле “их личные трудности”. Кстати: лица, которым медведь на ухо наступил, точно так же не верят в то, что в классической музыке или в джазе есть хоть какой-то гармонический смысл. Удел таких лиц – Грушинский фестиваль самодеятельной песни. Но не концерт Гарри Гродберга в Домском соборе. Или сюиты Шомберга.


24) Предупреждение. За секунду до возможного обвала ( выпадения из свода камня ) некая интуиция помимо твоей личной воли иль устремлений, и часто вразрез с ними буквально отбрасывает тебя от этого места; в более мягкой форме – беспричинно задерживает твой шаг, движение,– или же ускоряет его. В результате чего – и только благодаря этому, без всякой внутренней мотивации сделанному движению, ты остаёшься жив.

Возможно, к этому классу САЯ относится подмеченная в Никитах закономерность: как горит поставленная на месте гибели В. Шагала Свеча – таким и будет этот твой выход под землю. Если горит хорошо, ровно – всё будет в порядке. Если неожиданно погаснет – жди беды. Мне известно 5 достоверных случаев срабатывания этой приметы; возможно, постановка Свечи на месте гибели Шагала является инициирующим это САЯ действием. Во всех, известных мне никитских ЧП, повлекших дистрессовую ситуацию и соответствующие ПСР, виновники либо не ставили данную свечу – либо она у них гасла. В двух случаях явно дистрессовой ситуации Свеча была поставлена, горела ровно – и ситуация благополучно разрешалась.


25) Необъяснимый страх, оторопь. Вначале определимся с терминами: я прекрасно различаю градацию “опасение – боязнь – страх – ужас”. И понимаю, что самое скверное, что может случиться с человеком под землёй — “боязнь страха”, приводящая к показной безбашенности. Так вот, здесь – о другом.

: Иной раз под землёй вдруг испытываешь приступ абсолютно необъяснимого, иррационального страха. На буквально “пустом месте”. [ В статье о спелеострессе я называю это явление “спелеодеймос”, что в дословном переводе с латыни значит “пещерный ужас”. ] Возможно, явление это имеет некую связь с предыдущим пунктом; кто знает: не испытай данного приступа и сделай в результате некое движение ( приди не вовремя в грот, куда стремился ) – может, и случилось бы ЧП. Иное мнение: при всех наших действиях и перемещениях под землёй организм ( даже если мы не воспринимаем это на уровне осознания ) работает в стрессовом режиме; какой бы кайф ты ни ловил от пребывания в мире Подземли, стрессовая усталость накапливается и однажды “зашкаливает на пустом месте”. Вышибая своего рода “стрессовый предохранитель”. Гипотеза сия весьма, конечно, изящна – но, как и любое красивое философское измышление, является абсолютно недоказуемой “вещью в себе”. Пустым рассуждением-умствованием — не лучше астрологического или знахарско-экстрасенсорного трала.


26) Гипертрофированное обострение органов чувств. Весьма интересное явление. Например: находящиеся в гроте пять человек совершенно отчётливо слышат перемещение по параллельному штреку человека; расстояние от грота до этого штрека – три метра монолита, пять метров поперечного сечения параллельного штрека и ещё четыре метра монолита. Кто бывал под землёй, знает, что расслышать звук шагов сквозь такую комбинированную преграду физически невозможно. Тем более, что в гроте эти пятеро вели некую беседу под одновременно работающий магнитофон – пусть и негромко. Но тем не менее, слышали конкретное перемещение конкретного человека. Действительно в этот момент там проходившего ( о том, что он там может пройти, никто из находящихся в гроте заранее не знал ). Немаловажная деталь – по крайней мере, в отношении данного случая: проходивший по штреку находился в этот момент в состоянии дистресса, так как заблудился и остался без света. Впрочем, зафиксированы случаи, когда гипертрофированная чувствительность позволяла точно отождествить проходящего вне физического контакта человека без каких-либо “дистрессовых довесков”. Также бывает: остро и ясно ощущается момент, когда кто-то новый заходит в Систему. Причём иной раз ты безошибочно определяешь имя того, кто вошёл. Но так же случается, что несколько человек становятся жертвой массового глюка – совершенно одинаково воспринимаемого всеми.

Стандартное психологическое объяснение этого эффекта таково: под землёй в условиях дефицита внешней информации необычайно обостряется работа нашего подсознания, тесно сопряжённого с деятельностью правого, аллюзийно-ассоциативного ( аналогового ) полушария. В обычной жизни “порог внимания” ( чувствительности ) левого, вербально-рассудочного полушария весьма высок – чтоб мы обратили внимание на некий раздражитель, он должен или повториться некоторое количество раз, или быть достаточно сильным; под землёй же, в условиях сенсорного голода, подсознание “раскачивает” даже самые слабые и неподтверждаемые сигналы,– кроме того, как уже неоднократно замечалось, понижается порог срабатывания левого полушария – за отсутствием постоянного шума и не несущих смысловой нагрузки апериодических раздражителей. В результате ( даже без привлечения “крутой экстрасенсорики” ) подсознание, работающее с готовыми ассоциативными образами, “отождествляет” по случайной, недостоверной информации, некий образ – например, шаги,– сознание ( пользуя столь же стандартный, но уже вербальный информационный оттиск-клише ) конкретизирует его. Более чем в половине случаев точно угадывая. Более чем в трети – естественно глюча, ошибаясь. И так как процесс этот проистекает у всех по примерно одному сценарию – глюки получаются сходными.

Однако данное объяснение не отвечает на вопрос: каким путём человек, находящийся от входа на расстоянии в километр, может определить, что некто конкретный вошёл в пещеру; или – что подходит к ней. Как и его наличие в какой-либо части Системы ( когда ты ищешь кого-то, и точно выходишь к тому месту, где находится разыскиваемый ). Или подходя к пещере, определить, есть-ли в ней люди – или нет.

А значит, без привлечения резонансно-информационной теории матриц в объяснении данного феномена не обойтись.

Однако, ТИМ ( теория информационных матриц ) объясняет лишь общий механизм срабатывания ряда спелеоаномальных феноменов – и, при всём моём благосклонном отношении к ней, не в состоянии ответить на важнейший вопрос: каким именно образом, на каком физиологическом уровне в нашем неокортексе запускается механизм экстрасенсорного контакта с Миром? Почему он срабатывает под землёй, и чем определяются особенности САЯ,– почему люди, в повседневной жизни не проявляющие никаких экстрасенсорных способностей, вдруг обретают этими способности в пещерах?.. Причём по возвращению на поверхность обретённая экстрасенсорная чувствительность исчезает столь же волшебным образом, как и появляется под землёй.


: До самого последнего времени на эти вопросы не было и тени ответа.



1 Автор лично ( причём вместе с шестью свидетелями ) наблюдал это САЯ в Бяках 12. 04. 92. Наши друзья ( ковровская команда Киса, для которых Бяки являются тем же, чем Никиты для Никитского Круга ) уверяют, что для Бяк это вполне обычное явление, к которому частые посетители Системы привыкли, как к весеннему разливу тамошней обводнёнки. Попытки “объяснить” данное САЯ чьей-то “шалостью” несостоятельны, потому как ни один человек не способен пройти в абсолютной темноте по гроту, не наступив при этом ни на кого из лежащих на полу и не задев ни стен, ни какой-либо предмет. Не способен на такой подвиг и ни один из спелестологов, даже прекрасно ориентирующийся в данном гроте “при свете”,– что же до одновременного пробуждения свидетелей, как и испытываемого всеми необъяснимого “чувства бодрости”…

2 См. книгу американского профессора психологии из Университета Коннектикута в Сторрсе, д-ра Кеннета Ринга «Проект “ОМЕГА” – предсмертные переживания, контакты с НЛО и Мировой Разум Пьера Тейяра де Шардена» [ русское издание “Издательство Трансперсонального Института”, Москва, 1998 г.; американский оригинал – Kenneth Ring, «The Omega Project», “Quill William Morrow”, New York, 1992. ]

3 Raymond A. Moody, Jr., 1975, «Life After Life»; также – «Снова о жизни после жизни: дальнейшие рассуждения о феномене смерти» – “Вече/АСТ”, 1998 г. Следует сказать, что доктор Муди ( а именно так звучит по-русски его фамилия, ‘хотим мы того – или нет’ ) не предлагает никакой теории для объяснения тысяч собранных и систематизированных им фактов; он лишь подтверждает своими исследованиями, что данное явление “имеет место быть”. И в весьма широком масштабе. О причинах же его, то есть о так называемой физической сути, “гипотез не измышляет”. Единственное, что он замечает, как врач и физиолог,– что предлагаемое иными ‘физиологическое объяснение’ феномена “света в конце тоннеля” и “стороннего созерцания самого себя и окружающих пейзажей” ( как, мол, сноподобное хаотическое движение электротоков в умирающем мозге ) не выдерживает никакой критики – даже научной.