Сценарий написан по мотивам рассказа Филиппа Дика “Вера отцов наших”. Произведения этого автора занимают одно из первых мест в мире по числу голливудских экранизаций. Фильмы эти видели миллионы зрителей, и скорее всего вы тоже. Этот сценарий рассчитан на самодеятельную экранизацию. В нем нет сложных спецэффектов и дорогостоящих трюков. Профессиональные актеры тоже не обязательны. Примерная продолжительность фильма – 15 минут.


Право на выбор.


сценарий


На экране – стандартный офис с кубиками, в которых стоят компьютеры. Люди сосредоточенно что-то шлепают на клавиатурах, перекладывают бумажки, что-то говорят в телефонные трубки. Идет обычный рабочий день. Крупным планом – часы на стене. Минутная стрелка переставляется на 12. Из репродуктора доносится механический голос “Уважаемые сотрудники ! Ваш рабочий день окончен. Компания благодарит вас за усердный труд. Желающие продолжить работу после окончания рабочего дня могут остаться на своих местах. А сейчас давайте все вместе споем гимн нашей любимой Компании.”.

Люди неохотно встают и вытягиваются по стойке смирно возле своих столов. Крупным планом видеокамера, укрепленная на кронштейне. Она равномерно поворачивается, оглядывая помещение. Вдруг камера замирает. Общий план офиса. Мы видим, что один из служащих зацепился креслом за провод от мыши. Некоторое время он возится, пытаясь отодвинуть кресло и встать. Остальные терпеливо ждут.

Вот все работники наконец выстроились. Камера замирает и из репродуктора раздается сильно искаженная музыка. Все присутствующие нестройно поют на мотив America, America : “Любимая Компания, родное ООО...”

===

Около аптеки тормозит новая красивая иномарка, чуть не задев инвалида в коляске, сидящего на тротуаре. Из машины выходит Молодой человек (МЧ), один из тех, кого мы видели в прошлой сцене и направляется в аптеку. Инвалид – Дедушка внимательно смотрит ему вслед и подкатывает коляску поближе к витрине аптеки. Здесь мы можем его подробно рассмотреть. Это пожилой человек с темным цветом кожи и длинными волосами. Он напоминает то ли мастера у-шу из гонконгских фильмов, то ли дона Хуана. В нем есть что-то мистическое, не то китайское, не то мексиканское. Одет он в старые, но чистые вещи и не производит впечатления бомжа. Можно сказать так : благородная бедность. На коленях его лежит небольшая черная коробка.

Сцена внутри аптеки. МЧ подходит к выставленным лекарствам, нарочито небрежно осматривает их. Несколько раз пройдя туда-сюда, он постоянно возвращается к одной из витрин. Мы видим, что там расположены препараты, укрепляющие потенцию. Жень-шень, виагра и прочее в этом же духе. Создается впечатление что МЧ интересуется этой темой, но стесняется. Далее мы видим, что Д, прильнув к стеклу снаружи, внимательно наблюдает за МЧ. Так ничего и не выбрав, МЧ выходит из аптеки и направляется к своей машине. Около нее уже стоит коляска, в которой сидит Д.

Дед - Молодой человек, обратите внимание на инвалида.

Лицо МЧ выражает некоторое раздражение. Тем не менее он улыбается.

МЧ - Извините, я спешу

Дед - Я не отниму у вас много времени. Просто купите у меня лекарство. Очень помогает... знаете... с девушками.

МЧ - Извините...

Дед - Купите, молодой человек, не пожалеете. Это народные рецепты, намного лучше того, что в аптеке. Кроме того, вы ведь и в следующий раз постесняетесь попросить “виагру” у той симпатичной аптекарши.

МЧ мнется

Дед - Купите. Вам нужно, а мне надо ведь на что-то жить. Разве вам хочется чтобы я попрошайничал ? Даже если вам не нужно.

МЧ достает кошелек и наклоняется к старику. Старик достает из коробки какой-то пакетик. Между МЧ и стариком происходит какой-то разговор. МЧ в некий момент этого разговора кажется возмущенным, наверное ценой пакетика. Наконец сделка совершается и МЧ садится наконец в автомобиль.

===

На экране – квартира МЧ. Видно, что обстановка стоит немалых денег, но при этом все выглядит достаточно просто. Мебели немного. На тумбе стоит телевизор с широким экраном, напротив него – диван. По телевизору выступает какой-то неизвестный нам политик. Слышно те слова, которые обычно говорят политики : про ВВП, экономический кризис, рост цен и увеличение благосостояния населения.

МЧ сидит на диване и треплется по телефону, очевидно – с подружкой.

МЧ - Да, приеду. Скоро. Ну ты там это. Да. Приготовься. Ну как-как. Да. Скоро. Целую. Жди.

МЧ вешает трубку и начинает собирать со столика ключи, зажигалку и прочие мелочи. Потом он вытаскивает тот самый пакетик, который продал ему старик, и озадаченно смотрит на него. После некоторого колебания МЧ уходит на кухню и возвращается со стаканом воды. Открывает пакетик. Оттуда выпадает несколько таблеток вполне аптечного вида. МЧ вертит одну из таблеток в пальцах, потом проглатывает ее, запивает водой и садится на диван, прислушиваясь к своим ощущениям.

Дальше мы видим комнату глазами МЧ. Он оглядывает комнату. Постепенно его внимание привлекает телевизор. Там продолжает выступать все тот же политик. Нарастает напряжение. Раздается резкий хлопок – это окно закрылось от ветра. Взгляд МЧ перемещается обратно к телеэкрану. Там вместо политика те же слова произносит нечто ужасное. Больше всего похожее на страшилище из фильма “Чужой”. Двигая жвалами и брызгая зеленой слизью, оно рассказывает об успехах в экономике.

МЧ вскакивает с дивана и осматривается. Комната разительно изменилась. Мебель стоит так же, но это совершенно другая мебель. Дешевая, обшарпанная. Телевизор тоже не тот, что был раньше. Вообще вся обстановка теперь напоминает не магазин Икея, а комнату в общаге. Но наибольшее впечатление все-таки производит дикая картинка в телевизоре.

МЧ падает на диван и начинает набирать номер на телефоне.

МЧ - Алло ! Милиция ! Милиция ! Меня отравили. Мне подсунули наркотики. Сделайте что-нибудь. Да. Да. Старик около аптеки на углу. Да. Квартира 68. Жду.

В ожидании приезда милиции МЧ продолжает в ужасе смотреть на экран. Теперь там другое страшилище исполняет современную эстрадную песню. Выглядит это омерзительно. В такт музыке дергаются многочисленные щупальца, клешни, брызжет слюна. МЧ хватается за пульт управления, но вместо пульта у него в руке – макет, грубо вырезанный из дерева, с нарисованными кнопками. МЧ подходит к окну и открывает его - отдышаться. Там вместо игрушечных домиков района для богатых стоят мрачные склады и заводские корпуса. Из труб идет нездорового вида дым. МЧ захлопывает окно, опять падает на диван и закрывает глаза. Через некоторое время глаза открываются снова. Видно ту же комнату, что и была в начале. В дверь звонят.

Слышен щелчок замка и в комнату входят Милиционер (Мил) и врач (Вр)

Мил - Извините, мы не сразу. Пробки. Что тут у вас.

Милиционер подходит к столику, на котором лежат таблетки. Врач подходит к МЧ.

Вр : Что с вами ?

МЧ : Там... В телевизоре... мне кажется. Щупальца...

Вр : Понятно. А сейчас ?

МЧ : Сейчас все нормально. Прошло.

Вр : Ну вот видите. Все нормально. Не переживайте.

Мил: Мы возьмем таблетки на анализ. О результатах сообщим завтра. А сейчас пожалуста подробненько опишите нам того, кто их вам продал...

Вступает музыка, камера удаляется от разговаривающих Мил и МЧ. Они сидят боком к телевизору и в какой-то момент становится видно то же самое чудовище на экране. Разговаривающие его не замечают.

===

Утро. МЧ лежит одетый на том же самом диване. Звонит телефон. МЧ открывает глаза и как будто с бодуна неуверенно ищет трубку. Находит.

МЧ : Алло !

Голос в трубке : Здравствуйте. С вами говорят из лаборатории. Мы провели анализ вещества.

МЧ : И что это было ? Что мне теперь делать ?

Голос в трубке : Это фенотиазин.

МЧ : ЧТО ?

Голос в трубке : Фенотиазин. Антигаллюциногенный препарат. Довольно большая доза, но безвредная. Возможно, понизится давление, вы будете испытывать сонливость.

МЧ : Это не наркотик ?

Голос в трубке : Нет. Скорее наоборот. Сегодня вам лучше воздержаться от управления автомобилем. Не волнуйтесь. Пейте побольше жидкости. До свидания.

Короткие гудки.

МЧ кладет трубку и начинает собираться на работу. Время от времени он подозрительно оглядывает комнату, как бы проверяя, все ли в порядке. Звонит телефон. Крупным планом лицо МЧ.

МЧ : Алло ! Это ты ? Да. Ты не представляешь... погоди. Дай мне объяснить ! Меня...

в этот момент снова становится видно всю комнату целиком. В ней та же нищая обстановка, те же трубы за окном. МЧ меняется в лице и замолкает на полуслове. На столе стоит допотопный аппарат с диском. В трубке слышны невнятные вопли. МЧ медленно кладет трубку на аппарат. Закрывает лицо руками. Садится. Осторожно раздвигает пальцы и смотрит в образовавшуюся щелочку. Потом убирает руки. Комната снова выглядит как в начале. МЧ несколько раз закрывает и открывает лицо руками. Комната не меняется. МЧ надевает куртку, берет со столика ключи и выходит из квартиры.

===

МЧ подходит к своему автомобилю и направляет ключ в замочную скважину. Крупным планом ключ, потом становится видно, что перед МЧ стоит ветхий, раздолбанный Москвич. МЧ садится внутрь и с десятой попытки с жутким скрежетом заводит мотор. Москвич, плюясь фиолетовым дымом и грохоча, проезжает по заплеванному двору и выезжает на улицу.

===

На экране знакомый офис. МЧ говорит по телефону.

МЧ : ... нет, ничего особенного. Ну просто устал. Да. Ты же знаешь, как много мне приходится работать. Да. Мне обещали. В следующем году. Да. На начальника группы. И мы сможем поехать куда-нибудь. В Ниццу ? Нет, там душно. Нет, не был. Но там душно. Ладно, потом придумаем. Да. Целую. Пока. Да. Приеду. Обязательно. Да. Ну я же сказал. Ну всё, мне работать надо. Да. Я сказал приеду, значит приеду. Да. Ну досвидания.

МЧ кладет трубку и поворачивается к компьютеру. В графе “Цель разговора” выбирает из списка “Общение с любимой женщиной”, думает немного, меняет на “Личный разговор”. Цифра использованных минут сразу же становится красной, из чего следует что МЧ нужно отработать три минуты лишних.

===

Конец рабочего дня, та же сцена что и в первый раз. Камера привычно осматривает служащих. Так же останавливается, но нет – вчерашний виновник стоит уже по стойке “смирно” и готов петь. Камера едет дальше.

===

МЧ стоит на лестничной площадке. В руках у него букет цветов и торт. Он перекладывает все это и портфель с ноутбуком из одной руки в другую, пытаясь позвонить в дверь. Наконец ему это удается. Звучит красивая, немного легкомысленная мелодия.

Дверь открывает блондинка с вульгарным лицом, невнятно полуодетая. Вид ее таков, что определить ее социальную принадлежность невозможно. Это может быть как богатая невеста в домашнем халате, так и базарная дешевка, приодевшаяся ради богатенького жениха. Возраст ее так же невнятен как и вид. Что-то между двадцатью и сорока. Она не здоровается, только машет рукой – мол проходи.

===

МЧ сидит на кухне у блондинки. Она не торопясь выставляет на стол чашки, чайник, блюдечки, варенье и прочие принадлежности чаепития. МЧ наблюдает за ней. Все это происходит бесшумно, как во сне. Блондинка что-то щебечет, что-то втолковывает МЧ по ходу дела, но не слышно ни звука. В какие-то моменты становится четко видно, что она очень некрасива и очень вульгарна. Ничего не меняется, мебель, обстановка остаются как раньше. Женщина тоже не меняется. Она только становится под таким углом, и ведет себя так, что мороз подирает по коже.

Разом включается звук.

Б : Ну я ей говорю, а она, понимаешь, она ж дочка своего отца, у нее амбиции еще те, так она мне не то что говорит, нет, она прямо так вот, а я ее в гробу видала в белых тапках, тоже мне, так вот она мне и говорит что никогда, значит, и не бывать тому. А я, хи-хи, спрашиваю, а почему, собственно, никогда ? Он же тоже тот еще перец, у него свои виды, ну ты понимаешь. И она ему тоже не упиралась ни разу. Ну и вот так они и жили, хи-хи, спали врозь, а дети были, хи-хи. А она как уперлась : нет, и все. Вот хочу. Вот все они хочут. И что ? И я тоже хочу. А я тут такие занавесочки видела, просто прелесть...

Говорит она громко, с выражением,

МЧ мрачно встает со стула и молча идет к двери. Блондинка некоторое время идет за ним, продолжая что-то говорить. Она не удивляется, ни на секунду не прерывает какое-то свое суетливое мельтешение. МЧ вываливается на лестничную площадку и закрывает дверь перед самым носом блондинки.

===

Квартира МЧ. Привычная богатая обстановка. МЧ сидит на диване и смотрит телевизор. На экране все то же : политики в костюмах, безголосые певцы, блеющие хозяева ток-шоу, реклама, реклама, еще реклама. Видно, что МЧ раздражает происходящее на экране – он постоянно переключает каналы. В конце концов он выключает телевизор и некоторое время тупо пялится в пустой экран. Раздается звонок в дверь. МЧ открывает. На пороге стоит Девушка.

Д: Здравствуйте. Вчера мой дед продал вам лекарство...

МЧ: (недоуменно) Ваш дед ?

Д: Ну да. Я приношу вам извинения за доставленные неудобства.

МЧ: Я... Это... Это что – была такая шутка ? Зачем он это сделал – меня могли выгнать с моей высокооплачиваемой работы.

Д: С работы ? Извините нас. С вами у нас не получилось, здесь целиком и полностью наша вина. Я надеюсь, с вами все в порядке.

МЧ: Не получилось ЧТО ? Что вы со мной пытаетесь сделать ?

Д: Ничего страшного. Если хотите, я объясню.

МЧ приглашает Девушку зайти в квартиру. Усаживает ее на диван. Сделав какой-то непонятный круг по комнате, садится сам.

МЧ: Я слушаю.

Д (безразлично) : Это все наркотики. Они добавляют галлюциногены в водопроводную во...

Звенит звонок. МЧ идет открывать дверь. Из прихожей доносятся голоса.

Голос : Я из домового комитета. У нас есть информация, что вы не смотрите телевизор. Позвольте вам напомнить, что просмотр телевизионных программ является важной обязанностью каждого порядочного гражданина. Поймите, что телевидение существует за счет рекламы. Чтобы у нас было телевидение, вы обязаны смотреть рекламу.

МЧ: (раздраженно) Хорошо. Будет реклама, я ее посмотрю. Но сейчас я не хочу смотреть телевизор.

Голос :(подозрительным тоном) У вас гости ?

МЧ: У меня... Нет. У меня никого нет. Я один. Хорошо, сейчас включу телевизор. Да. До свидания.

Голос :(не менее подозрительным тоном) До свидания. Мы еще зайдем к вам попозже. Завтра.

МЧ возвращается в комнату. Девушка смотрит на него с изрядным интересом.

Д : Вы соврали ?

МЧ: А что мне было делать ?

Д : Тогда может быть еще не все потеряно.

МЧ: Что, что происходит ? Объясните вы наконец или нет ?

Д : Мы и сами толком не знаем. В воду добавляют какой-то сильный наркотик. Галлюциноген. Люди видят не то, что на самом деле. Но если принять противоядие, начинаешь видеть все как есть. Не все люди способны воспринять перемену, многие считают что их отравили.

МЧ: Я тоже так считаю.

Д : Нет

МЧ: Нет ?

Д : Вы соврали представителю власти. Вы раньше так поступали ?

МЧ: Н-нет.

Д : Значит, что-то изменилось в вашей жизни ?

МЧ: А что было делать ?

Д : Сдать меня. Обвинить в незаконном вторжении. Сказать что это я отвлекла вас от телевизора. Многие так и поступают.

МЧ: Хорошо. Ладно. Наркотик в водопроводе. Но зачем ?

Д : А вы будете работать за старую машину и никуда не годную квартиру ? Вы поверите что ваша жизнь стала лучше, когда у вас под окнами построят очередной отравляющий воздух завод ? Вы поверите чиновнику, который несет заведомую чушь ? Вы сможете восхищаться певицей, у которой нет голоса и никогда его не было ?

МЧ: Почему нет ? Как...

Девушка кладет на стол какой-то сверток.

Д : Это фильтр. Полностью устраняет действие наркотика. Пейте фильтрованную воду и все. Дальше вы сами все поймете. МЧ берет сверток. Девушка отходит к окну, как бы отдаляясь чтобы не мешать МЧ. Мы видим что комната снова изменилась. Щербатый паркет, обшарпанная мебель. Не меняется только девушка. Она такая же красивая, как и в тот момент когда вошла в квартиру. Но на фоне убогой обстановки она выглядит еще лучше. Она выглядит как существо из другого мира.

МЧ вертит в руках подарок. Девушка поворачивается к нему. Виден только ее силуэт на фоне окна, и непонятно, какую именно обстановку мы сейчас видим.

Д :У нас у всех есть много обязанностей и только одно право. Право на выбор. И это именно то право, которого мы так легко себя лишаем. Думайте. Выбирайте. Никто не решит за вас, в каком мире вам жить.