Кафедра земли и неподземных вод

Отчет о водном походе по рекам
Держа и Волга

(Тверская обл., 200км, 1 к/с, 2001г)
Начало
Продолжение

2.6. День шестой. Сновидово - мост перед деревней Мозгово

А.Дещеревский: А неводоплавающие туристы из Пущино продолжили свой путь вниз по Держе. С трудом запихав Васю, Володю, Сашу и Аню и их немаленький груз в машину, я пошел в лагерь. Говорят, Володя и Вася имеют обыкновение портить погоду в день приезда и в день выброски. Действительно, за весь поход дождь шел только дважды: двадцать восьмого апреля и второго мая. Пока я возвращался в лагерь, последние облака разбежались в стороны и выглянуло солнце, не покидавшее нас до конца маршрута.

Стартовав около одиннадцати, мы медленно, с разведкой берегов прошли до обозначенного на всех картах острова, расположенного в 2.5км севернее Курьково. Единственное подозрительное с точки зрения разработок место было найдено нами на левом берегу Держи между Сновидово и Курьково, но и здесь камень, похоже, брали открытым способом.

Река по-прежнему представляет собой сплошную цепь перекатов и шиверок, часто мелководных, но все-таки проходимых. Большой остров лучше обходить справа, так как левую протоку пересекает несколько каменистых гряд с большим (до полуметра) падением на мелких и поэтому труднопроходимых сливах.

Мы сначала пошли по левой протоке, но быстро сообразили, что справа остался необследованный и потенциально пещеропригодный берег. Поэтому от точки слияния мы немного поднялись вверх по правой протоке и остановились обедать. Пока дети варили еду, я пробежался по берегу и опять обнаружил следы каких-то раскопок, наиболее явные вблизи слияния рукавов. Но пещер, даже засыпанных, не видно - похоже, и здесь камень брали открытым способом.

Следующие два километра река очень красива. Ночевки возможны на обоих берегах (но на правом придется подняться метров на тридцать вверх к кромке обрыва) вплоть до последнего правого поворота, от которого уже виден автомобильный мост через Держу. К мосту по обоим берегам идут проселочные дороги, по праздникам сюда наверняка наведываются "маши-нис-ты". Нам они не очень мешали - за время стоянки (мы жили на повороте реки) нам встретились только два рыбака на машинах и один на мотоцикле, которые довольно быстро уехали.

2.7. День седьмой. По Волге до Щаповой горы

Последний километр до моста через Держу мы шли почти час, с детальной разведкой левого берега. Впрочем, никаких результатов (в смысле пещер) разведка не дала. От моста до устья, несмотря на небольшое (2км) расстояние, еще час хода. Здесь нам встретились самые техничные на Держе шиверы и перекаты. Струя мощнее, а камни - крупнее, чем в первые дни сплава, и кое-где течение вполне может заломать неудачно застрявшую байдарку. То ли воды после дождей стало больше, то ли виноваты притоки...

Вчера за весь день от нас лишь несколько раз требовался осмысленный маневр, а сегодня весь сплав проходит при непрерывном лавировании между камнями. Таймень-тройка на такой речке напоминает слона в посудной лавке, но мои матросы, наконец-то, освоили зацеп, подтяг и отброс носа, и я получаю истинное удовольствие от того, как свободно мы смещаемся по реке в нужную сторону, используя струи, водовороты и уловы за камнями... Удивительно, но эту часть маршрута мы прошли технически почти чисто, редко где шаркая шкурой по дну, не говоря уже о прижимах или наездах на камни... Правда, двух пассажиров-балластов перед мелкими перекатами я все же высаживал.

В устье Держи мы встретили первых рыбаков с рыбой. На берегу - Мозгово! Так вот куда уплыли все мозги с верхней части реки, и теперь занимаются промыслом в свое удовольствие. А заколы им нужны, чтобы рыба из Волги не уходила по Держе вверх к праотцам!

В 12.30, перекусив, мы двинулись вниз по Волге. Течение заметное (особенно возле устья Держи), но не сильное. Лишь местами, на перекатах, Волга ускоряется до 5-7км/час, а чаще течет не больше 3-4кмч. Особенно неприятны участки со стоячей (2 кмч) водой, а они тоже есть. В общем, это не Западная Двина, где как-то весной мы за пару часов просвистели почти 40 километров. Тут приходится постоянно работать веслами. Хорошо, нет встречного ветра: при неблагоприятных обстоятельствах он мог бы затормозить нас, как минимум, вдвое.

В 14.30 остановились на обед между Колчеватиками и Дягунино. Деревень на Волге немного, берега покрыты приятным сосновым лесом, так что найти хорошее, относительно уединенное место для лагеря несложно. Но очарования уютной лесной речки уже нет. К тому же нам надо торопиться, чтобы успеть к вечеру в Щапово..

После еды за три часа (при попутном ветре) мы, наконец, догребли до Щаповой горы. Вход в Дохлобарсучью видели только снизу, с реки: приставать и подниматься наверх некогда.

На ночевку встали на правом берегу щаповского ручья и довольно далеко от Волги, там, где до нас жили московские спелеологи (возможно, те самые наши знакомые, которых мы так хотели застать). Мне с детьми пришлось тащить байдарку и вещи почти на 100м вверх по склону. Лучше было остановиться на левом берегу ручья, на первой террасе. У самой Волги там есть прекрасные площадки с хорошим лесом. Однако на центральной площадке уже стояла какая-то детско-семейная спелеогруппа, и к себе они нас не пригласили.

2.8. День восьмой. Щапово - Толпино

Утром, проконсультировавшись у ребят о расположении дыр, мы отправились посмотреть пещеры Базовую и Угловую. Ко входам ведет тропа, начинающаяся на левом берегу ручья там, где ручей прорезает первую волжскую террасу. Вначале тропа слабо заметна, но становится лучше по мере подъема.

Почти все старицкие дыры заложены в одном и том же известняковом горизонте - так называемом старицком пласте известняка, из которого и шла основная добыча. По нашим оценкам, этот пласт здесь залегает на абсолютной высоте 170-180м, то есть довольно высоко над речкой.

Поднявшись по гребню, разделяющему овраги ручья и Волги, мы попали в удивительный лес. Вместо ровной подстилки - воронки, воронки, воронки... Тропа виляет по гребешкам между воронками, и выходит к кострищам: в "сезон" здесь бывает по несколько спелеогрупп разом.

От кострищ тропинки разбегаются ко входам в пещеры. Их много, от узких едва заметных щелей до провалов, в которые может пролезть крокодил. Кстати, сейчас они здесь уже не водятся: видимо, все провалились вниз и там замерзли. А вот их близкие родственники - лягушки и ящерицы - все еще продолжают падать, поэтому прежде, чем спуститься под землю, нам пришлось учинить небольшие спасработы.

К самым удобным входам ведут настоящие магистрали. Видно, что здесь прошел не один десяток людей. Но и на поверхности, и внизу удивительно чисто. Если бы все относились к природе так же бережно, как туристы и спелеологи!

На правом берегу ручья все склоны буквально изгрызены камнедобытчиками. Множество воронок, точильных рвов, отвалов щебня и просто выработанных в горе уступов. Видно, что когда-то здесь шли массовые разработки, причем в нескольких уровнях. Здесь тоже есть пещеры, но попасть внутрь нам не удалось - пора плыть дальше.

Ниже по течению Волги подобных дыр великое множество. Чтобы найти входы, достаточно просто идти вдоль берега по уровню старицкого пласта, то есть в 5-10м ниже кромки обрыва, и проверять попадающиеся тропинки. В межень урез воды в Волге около 140м, от воды до входов метров 30-40 по вертикали. Из-за нехватки времени мы решили сходить в две наиболее интересные здешние дыры - Лисью и Капкан, а затем сразу плыть в Старицу и дальше в Толпино.

Вернувшись из пещер, мы собрали имущество, покатали на лодках детей из соседского лагеря, и около полвторого окончательно отплыли. Двое ребят-соседей (папа и сын) не успели вовремя выпрыгнуть из байдарки, и им пришлось плыть с нами до Лисьей, а затем устроить для нас экскурсию по пещере. Входы в Лисью (их два, в 200м друг от друга), находятся в 1.5-2 км ниже устья Щаповского ручья, как раз возле деревни Нижнее Калошино (с реки не видна). Входы с воды не видно, но от реки к ним ведут тропинки. Дополнительный ориентир - пересекающая реку линия ЛЭП. Кроме того, когда мы плыли, между входами на берегу валялась обгорелая автопокрышка.

Пока дети лазили по пещере, я караулил байдарку и собирал раскиданный по берегу мусор. Но основную уборку, в том числе захоронение свалки у левого входа в пещеру, пришлось оставить на долю наших соседей, чья экологическая программа заслуживает уважения.

Ниже Лисьей и вплоть до Староямской есть еще несколько дыр. Вход в Капкан, где нам обещали приличный колонный зал, надо искать в глубокой и склизкой глинистой воронке, на левом берегу последнего перед Староямской оврага. Увы, вход действительно оказался довольно неприятным, к тому же в сужении мы наткнулись на свежий обвал, да и время поджимало. Поэтому внутрь не полезли, а сразу поплыли в Толпино, где тоже есть интересные дыры.

От Староямской до Старицкого моста плыли с полчаса. По плану, отсюда мы должны были ехать домой, но накануне на общем совете единогласно решили плыть дальше. Закупили продукты, посмотрели расписания, отправили домой телеграмму, что вынуждены задержаться на маршруте в связи с метеоусловиями. Действительно, уже третий день жарко, как летом, даже вода прогрелась, ну какой турист сможет в такую погоду все бросить и уехать домой?

Ниже Стариц на П берегу есть очень известная каменоломня Сельцо в одноименной деревне. Над входом - ориентир: чья-то дачная будка (то ли туалет). Сейчас вход, вроде, закрыт железной решеткой, чтобы не лазили и не терялись местные дети.

Течение после старицкого моста поживее, так что минут через двадцать мы уже прошли Холохольню, а еще через четверть часа окончательно пристали на левом берегу Волги в устье толпинского ручья. Справа лес более приятный, но говорят, там до ночи гуляют и мешают байдарочникам отдыхающие с недавно построенной турбазы.

Палатку на этот раз поставили в кустах у самой реки. Тащиться ко входам в пещеры, где есть удобные площадки для лагеря, что-то больше не хочется...

2.9. День девятый. Толпинские пещеры-Якшино

Утром шестого мая встали с рассветом, чтобы успеть полазить по дыркам и отплыть до того, как поднимется ветер. Входы в пещеры видны прямо с Волги (они есть и выше, и ниже Толпинского ручья). Как мне показалось, в Толпино известняковый пласт залегает чуть ниже, чем в Старице, на 160-170м абсолютной высоты. Это примерно середина склона волжского оврага. Как и в Старице, пласт очень мощный и почти не обвальный, поэтому там, где на полу нет глины, залы очень высокие и просторные.

Входы в самую интересную толпинскую пещеру - Ледяную - открываются к ручью. От площадки и кострища в устье ручья к ним ведет хорошо заметная тропка. А можно пройти 100м от Волги по дорожке, ведущей в Толпино, и потом перейти к пещере на левый берег ручья.

В Ледяной с марта по май можно любоваться ледяными кристаллами, сталагмитами и даже сталактитами. Правда, к нашему приезду они уже немного подтаяли. Зато мы нашли в Ледяной небольшие, 2-3-сантиметровые известняковые сталактиты, образовавшиеся на свежих, явно искус-ствен-ных сколах. Выходит, при благоприятных условиях каменные сталактиты растут со скоростью 0.1мм/год!

Еще в толпинских пещерах есть огромные, почти не заплывшие колонные залы, где мы получили полную моральную компенсацию за неисследованный нами Капкан. А в Парабеллуме (очень большие входы в эту пещеру расположены выше толпинского ручья и хорошо заметны с Волги) есть еще и естественная карстовая щель с многочисленными натеками, сталактитами и гребешками. Если вы когда-нибудь там окажетесь, пожалуйста, будьте очень осторожны, чтобы не повредить эти редкие в каменоломнях образования! Пока что относительная труднодоступность толпинских подземелий уберегла их от всякого рода вандалов, выламывающих в пещерах разные камни "на память". Как правило, наверху эти обломки ничем не отличаются от кучки обычной приречной гальки, а вот дивная пещерная красота оказывается навсегда утраченной. У спелеологов есть поверье, что тот, кто вредит пещере, мусорит или что-то в ней разрушает, рано или поздно обязательно будет заживо погребен под пещерным обвалом....

Волга ниже Толпино течет не слишком активно, то разливаясь на плесах, то ускоряясь на перекатах. Вообще-то от полноводной равнинной реки с уклоном 0.3м/км мы ожидали большего, но беда в том, что течение не очень ровное: основное падение приходится на довольно редкие перекаты, а между ними вода даже весной не везде "тянет" на 3км/час. К тому же движению мешает ощутимый северный ветер.

За два часа дошли до Иванищ. Обозначенных на карте паромов (в Нижнем Спасе и Улитино) нет и в помине - разобраны много лет назад. Жаль, мы хотели на них поглядеть...

После часовой экскурсии к церкви и монастырю плывем еще двадцать минут до места обеда. Несмотря на кажущуюся доступность, отдыхающих на реке практически нет. Только изредка приехавшие на машинах рыбаки ставят особые, довольно интересные "переметы" (или они называются как-то иначе?).

Рыбак идет по берегу и тащит на длинной леске кораблик. К леске привязаны крючки с блеснами. Впервые увидев такую конструкцию, мы не сразу поняли, что это такое, и едва ее не раздавили! Видимо, это специфика Волги - берега здесь крутые, каменистые, почти без кустов (их, похоже, вытоптали бурлаки?), и ходить с корабликом очень удобно.

После двухчасового обеда плывем до Якшино (еще два часа хода). Стоянок на удивление много, даже около деревень между домами и рекой почти везде есть полоска леса. Правда, деревья растут на склоне, а наверху, где есть места для палаток, голо, но все равно очень красиво. Хуже, что из приречной гальки почти везде сочится вода, и возле воды часто возникают настоящие болотца, поэтому ходить от стоянки к реке и обратно не очень удобно.

2.10. День десятый. Якшино - развалины Хвастово

Вновь выплыли пораньше, в восемь тридцать, но до ветра все равно не успели. Сильный северный ветер дует против течения и поднимает такую волну, что плыть просто страшно. Приходится пробираться вдоль берега, практически по стоячей воде, поэтому движемся очень медленно. Двадцать шесть километров до места последней ночевки мы шли пять часов, причем гребли без перерывов и отдыха. Устав от волн, брызг и встречного ветра, Оля и Ксюша в Путилово вылезли на берег и последние километры до лагеря шли пешком.

Перед развалинами Хвастово на левом берегу Волги есть два-три очень приличных места, где можно остановиться на ночь. Людей здесь практически нет, поселок Дачный на противоположном берегу Волги расположен над обрывом и отделен от реки лесом, так что его абсолютно не видно. Лес - смешаный, есть сосны и елки, и вообще, в лесу очень приятно. Одна беда - вдоль реки тянется болотце, перейти которое можно только в сапогах (или нужно класть гать). Зато сам берег приятный, с песочком, и мы опять искупались.

2.11. День последний. Развалины Хвастово - Тверь - Москва - Пущино

Из Твери в Моркино Городище каждый день ходит катер. Отправление из Твери около 8 и 16 часов, на речной вокзал он приходит около двенадцати и восьми вечера.

Поскольку стоимость билета до конечного пункта - 40 рублей - несколько превышала наши ресурсы (сначала мы больше ожидаемого потратили при заброске, а потом еще покупали незапланированные продукты в Старице), мы решили проплыть часть пути до Твери своим ходом. Маршрутка в поселок Дачный ходит нерегулярно, а автобус Тверь-Мотавино-Прудище часто отменяют, поэтому другого пути, кроме как по воде, у нас не осталось. В качестве бонуса мы надеялись зайти в речной порт, и посмотреть на Тверь с ее главной транспортной магистрали.

Увы, несмотря на по-горному ранний подъем (отплыли в 6.10), беспрепятственно пройти до Твери нам не удалось. Почти сразу после восхода солнца, когда мы были около Прудища, поднялся ветер и резко затормозил наше движение вперед. К тому же Волга перед Тверью совсем не течет (1-2 км/час - это не течение!), и плыть по ней совершенно не интересно. Лучше было причалить к одной из стоящих на берегу автобусных остановок (дети так до конца и не поверили, что там останавливается не автобус, а именно катер!), и проплыть остаток пути в качестве пассажиров. Тем более, что от Борков или Красново билет стоит вдвое дешевле...

В итоге до моста окружной дороги мы плыли почти три часа. Еще через пятнадцать минут хода мы выгрузились на правом берегу, возле того места, где обычно останавливается возвращающийся в Тверь катер. Плыть дальше не было ни желания, ни возможности, а вот проехать хотя бы одну остановку на катере очень хотелось.

Как всегда, последние тюки мы вязали, когда катер уже подходил к берегу. Сперва капитан хотел отчалить без нас, но потом вернулся и нас все-таки взяли. Замечательная речная экскурсия обошлась нам всего в 14р - меньше, чем последующая поездка по городу на трамвае!

Двенадцатичасовую электричку на Москву в этот день, естественно, отменили, что причинило нам еще один крупный материальный ущерб. Во-первых, в ходе четырехчасового сидения на вокзале мы потратили энную сумму на пирожки и мороженое. Во-вторых, пришлось брать билеты, причем до самой Москвы, так как в случае даже небольшой задержки при выходе с перрона мы рисковали опоздать на последнюю серпуховскую электричку.

К счастью, на этом наши злоключения кончились. От Москвы до Пущино мы доехали за символическую цену (хватит! Попили железнодорожники нашей кровушки!), и хотя в пущинском автобусе сэкономить не удалось, довез он нас быстро и прямо к дому.

В общем, всем участникам (за исключением одного странного типа, который прямо с маршрута сбежал в Америку) поход понравился. Говорят, что теперь тот беглец раскаялся, и прислал из-за океана несколько писем, пытаясь выяснить, утонули мы все-таки или нет. Поговаривают, что он даже хочет вернуться обратно, чтобы успеть в следующий поход, по еще более буреломным, диким и неизвестным науке местам. Но может быть, это всего лишь слухи - сам я его с тех пор больше не видел.

3. ТРАНСПОРТ И ФИНАНСОВЫЙ ОТЧЕТ ПУЩИНСКОЙ ГРУППЫ

Автобус Пущино-Серпухов (15.01-15.50):

Электричка Серпухов-Бутово (16.28-17.42)

Печенье в Бутово

Машина Бутово - Княжьи Горы - Селяево (20.15-22.30):

710

Пряники в Погорелом Городище:

Продукты в день расставания (хлеб, сладкое, консервы):

В Старице (хлеб=10, коврижка=14, пряники=34, халва=10, супы=10, сгущенка=13, рыб.конс.=18, =10, рулет=15, мороженое=6):

140

Телеграмма об опоздании по метеоусловиям

Катер в Твери (11.30-12.00):

Всего:

1250р, или 310р/чел

** 100р потратили В.Уголев и В.Тихонов

4.1 ЗАМЕТКИ О ЛОВЛЕ РЫБЫ НА РЕКЕ ДЕРЖА (В.Уголев)

Часто встречающимся видом препятствий на Держе являются рыболовные снасти, налаженные местными жителями.

Используются снасти сугубо двух видов: сеть и "мотня" (не путать с "мошной"). Сеть известна всем, а мотня делается так: в реку вбиваются колья, все пространство между которыми заполняется лапником, проволокой, всяким мусором; в середине оставляют проход, шириной около метра. В него и монтируется собственно мотня (а также проходит байдарка, если эту мотню снять). Она представляет собой сетчатый гиперболический конус, сделанный из проволоки. Предполагается, что рыба, попавшая в горловину мотни, не умея дать задний ход, для своего освобождения вынуждена дожидаться там рыбака.

Попадались места, где такие ловушки были расставлены через 10-20 метров. Это можно было бы понять, если бы ячейки мотней были разного размера - для автоматической сортировки рыбы, так нет же, они одинаковы! Впрочем, результат тоже одинаковый, рыбы в них мы не видели ни разу.

Сети проходить проще, главное - не зацепить их отодранной проклейкой. Достаточно просто притопить ее (сеть) веслом. Неясно, какой способ прохода использует рыба, но он, очевидно, не менее эффективен - в сетях её нет.

Вдохновленные обилием рыболовных снастей, мы тоже решили устроить рыбалку. В группе нашлись два рыбака, одна удочка, червячка удалось уговорить местного. В итоге, установлен научный факт: рыба в Держе есть!!!

4.2. ЗАМЕТКИ О ЛОВЛЕ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ НА БЕРЕГАХ ДЕРЖИ (В.Уголев)

В верховье Держи водятся бобры. Половина завалов в реке - их зубов дело. Просто удивительно, какие здоровенные деревья они умудряются сгрызть! Такая работа приучает к осторожности, видимо поэтому мы ни одного из них не встретили. Бобры считаются редкими животными, ловить и есть их не следует.

Однажды Аня пошла погулять в лес и принесла оттуда в кепке ежа. Ёж попался матерый, в свернутом состоянии величиной с добрый волейбольный мяч. Дети долго пытались его приручить, предлагая ему сгущенку и дружески щекоча прутиком. Ёж отказался категорически. Стало скучно, и все разошлись по своим делам, мы - клеить байдарки, ёж - в лес. Вывод: поймать ежа на Держе можно запросто, но играть с ними не интересно - хмурые они там какие-то…

Пару раз, во время разборки очередного завала, на мокрой прибрежной глине мы видели свежие волчьи следы. Их очень просто отличить от обычных собачьих - у волка "пальцы веером". К счастью, волки ловить и есть нас не стали.

Плывем мы по речке и видим - в прибрежном лесу резвится какой-то пушистый зверек. По-моему, это был хорёк, во всяком случае, точно кто-то из куньих. Зверь этот так быстр и ловок, что поймать его, чтобы рассмотреть вблизи (и потом съесть), совершенно невозможно.

А еще был случай! Смотрим - в кустах мелькает огненно-рыжий зверь.

"Лиса!",- закричал народ и поплыл к берегу ловить. При ближайшем рассмотрении, лиса оказалась деревенским котом редкостного размера и пушистости. Могли бы сразу сообразить, лисы в мае уже линяют и вид имеют, по-русски говоря, непрезентабельный. Ловить и есть кота мы не стали - зачем?!

Бродя по берегу в поисках пещер, дети нашли очень перспективную дыру. Саша Никольский схватил лопатку и в две минуты придал ей вид входа в приличную пещеру. Воодушевившись таким результатом, он надел каску с фонариком и нырнул туда по самые пятки. Вынырнул весьма смущенным и очень быстро. Оказывается, еще раньше нас в норе поселился барсук. Он высказал Саше все, что о нас думал, но ловить и есть нас не стал. Барсуки, они зверюги миролюбивые. Думаю, этого зверя можно засчитать нам как пойманного.