Кафедра земли и неподземных вод

Про Пру
(май 2003г)
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ

«А не поехать ли нам в Рязанскую область на байдарках на речку с названием Пра ?» - однажды спросил меня Вася. Река Пра, по словам Васи, это самая настоящая среднерусская речка с дивной нетронутой человеком природой и разнообразными красотами. Воспетая Паустовским. А также упоминающаяся в книге Ю.Воронова «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке». Причем Ю.Воронов полон скептицизма в отношении нетронутости природы Пры и обещает толпы отдыхающих и консервные банки на каждом шагу. Вооружившись такими сведениями, мы двинулись в путь.

Как это обычно бывает, верными оказались обе точки зрения, но каждая - лишь отчасти. Пра действительно очень красивая речка. Отдыхающих действительно очень много, в том числе немало зловредных машинистов. Но красота природы и человеческие безобразия более или менее уживаются между собой. Видимо, при деятельном участии лесников. По сравнению с реками Московской области, Пра - весьма чистая и незамусоренная река (никому не говорите об этом).

Перед выездом Вася обнаружил, что байдарки у него больше нет. Не особенно расстроенный этим малозначительным обстоятельством, он заявил, что они с Леной пойдут по берегу налегке, а мы с Малышом повезем их рюкзаки на байдарке. По прибытии на речку выяснилось, что маниловским планам Васи не суждено осуществится. Дело в том, что у речки не было берега. Если быть совсем уже точным, то он был, но непонятно где. Между тем местом, где Вася с Леной могли бы идти без болотных сапог, и тем местом, где мы могли бы плыть, не снося деревья байдаркой, пролегало не менее полукилометра. С направлениями было тоже довольно сложно. Речка определенно куда-то текла, но это совершенно ничего не значило. Во время половодья речки не считают себя связанными такими условностями как русло или направление течения. В том месте, где мы спустили байдарку на воду, Пра текла в три совершенно разные стороны одновременно.

Решено было плыть всем вместе, а дальше посмотрим. Под весом Васи и всех остальных байдарка осела глубоко в воду, но все-таки не потонула. Медленно как авианосец, отвалили мы от берега. Пройдя несколько километров по реке, мы вполне освоились с перегруженной лодкой. Для любопытных сообщу, что Таймень-2, нагруженный так, что над водой остается только брезент, весьма неустойчив. Примерно как каяк. При появлении в окрестности моторной лодки мы были вынуждены приставать к берегу, чтобы встретить волны носом или кормой. Да и плыть ближе, если вдруг затонем.

Вокруг нас находилась самая настоящая мещерская природа. Неподдельная и оригинальная, сошедшая со страниц Паустовского и Пришвина. Через некоторое время мы пришли к выводу, что все идет хорошо, трудности в целом преодолены, и пора останавливаться.

Поздно вечером Вася вытащил припасенный заранее мешок с фейерверками... Канонада продолжалась часа полтора, после чего наступила тишина. Таинственная тишина среднерусской майской ночи, ее непередаваемое очарование и загадочность с особенной силой ощущаются после часа-другого непрерывной стрельбы и грохота.

Ночью произошло странное явление. Около четырех утра я услышал топот, а потом шипение. Я высунул голову из палатки, но никого не увидел. Утром выяснилось, что некто в болотных сапогах проходил мимо нашего лагеря и заботливо залил наш костер водой из реки. Кто это был, и в чем был смысл такого действия, осталось тайной.

Наутро мы собрались плыть дальше, но не тут-то было. Во время плавания предыдущего дня к нам в байдарку натекло немного воды, и Вася решил во что бы то ни стало, найти, откуда эта вода берется. Тщательные исследования привели его в то место байдарки, которое я, за неимением лучшего термина, назову хвост. То есть часть, прямо противоположная носу. Имеется в виду нос корабля, а не поэта, как мудро указал К. Прутков. Так вот, этот хвост, находясь в непосредственной близости от Васи, подозрительно подтекал. Наверное, можно было обойтись и без высшей меры революционной справедливости и пожалеть несчастное животное. Но наши просьбы не возымели действия. Вася оказался упорен. Он не поддался ни на какие уговоры. Он терпеливо выслушал историю, которая произошла с прекрасным принцем, когда тот отвинтил гайку у себя на пузе. Он выслушал все аргументы и предостережения. И наконец все-таки отвинтил винт и оторвал у байдарки хвост. Да. Лучше бы он этого не делал. Мы много узнали нового о внутреннем строении байдарки, но главное - мы уверились в том, что давно уже подозревали. Что московский завод «Салют» нещадно эксплуатирует труд слепых слабоумных детей. Нормальный человек неспособен прихватить шкуру двумя ниточками, капнуть капельку клея и прикрыть это дело железякой. Совести не хватит.

Таймень с оторванным хвостом

Эпопея с приделыванием хвоста на место заняла весь день. Течь меньше не стало. Хвост, примотанный скотчем, имел печальный вид. Дети ! Не забывайте сказку про прекрасного принца и его гайку !

Тем не менее, плыть стало возможно. Дальнейшая часть путешествия по реке прошла без особых приключений. Разве что при обносе моста Вася сломал весло. Мост же после нескольких неудачных попыток протащить байдарку снизу, удалось обплыть по лесу.

Среди лесов и болот, окружающих речку Пру, имеется разнообразная природа. В частности нам удалось наблюдать птиц и ужа. Птицы летели с юга на север, возвращаясь из полугодового отпуска, а уж плыл по реке в том же направлении что и птицы. В целом природа была признана нами удовлетворительной.

Выброска с реки происходила легко и просто : вместе с нами отъезжало не меньше десятка команд. После недолгих переговоров, мы поместились в «Газель» вместе с рязанскими водниками и доехали до города Рязань. Там выяснилось, что московские байдарочники едут на своей машине в Москву, но у них есть место только для одного человека, зато вещей можно погрузить сколько угодно. Поскольку Вася с Леной оставались в Рязани, а нам с Малышом надо было срочно в Москву, то мы решили разделиться. Были проведены ходовые испытания меня с целью выяснить, могу ли я тащить на себе рюкзак и байдарку. Оказалось - могу. Результаты испытаний приведены на фото.

Трасса нашего путешествия. Борисово-Деулино, май 2003.