Кафедра земли и неподземных вод

Фитнес с элементами дайвинга
(май 2005г)

Пролог

Еще с самого Нового года Кис Кисыч звал нас на воду, на солнечный Кавказ, на реку Зеленчук, обещая тепло, хорошо и вино. Но все испортил интернет и всеобщая грамотность - мы нашли описания этой речки. И задумались: 3 с элементами 5 - для второго раза показалось крутовато. "Мы не экстремалы," - сказали мы. И еще: "Мы столько не выпьем". Мы ошибались.

Кис-Кисыч с видом пророка Исайи по телефону грозно предрекал что в Карелии будет холодно. Очень холодно. Замерзнут реки, озера. Замерзнет вода в котелках. Замерзнет водка в бутылках. А самое главное - замерзнет сам Кисыч.
Сам он поискал себе места в каком-нибудь водном походе потеплее, так и не нашел, и в конечном итоге поехал в Старицу, оставив нам весло и спасжилет. Если в первом акте на стене висит спасжилет, значит в третьем акте кто-нибудь будет им спасен. Не забудьте про спасжилет, дорогие читатели.
Кисыч в итоге оказался прав, но мы уже договорились с Васей, который уже купил катамаран, одолжил раму, и купил билеты на поезд. Отступать было некуда. Пришлось ехать.

Полуостров захотел - это можно.
Правда, Крымский далеко, - близко Кольский.
М.Щербаков

30.04.05

В Петрозаводске нас уже ждал сверкающий белый "Мерседес" повышенной емкости и проходимости.

Как и обещал водитель, до озера Уксуярви доехали ровно за 5 часов. Озеро было покрыто льдом, а берега - снегом. К тому же начинало темнеть и начинался дождь. И уже хотелось жрать, но это было быстро исправлено. После ужина все хором задумались, как проходить озеро - впрягаться и тащить катамараны по льду или посадить на носы девушек с топорами и играть в ледоколы. Не заметили, как заснули.

Вечером и ночью выяснилось, что кроме нас в округе находится не одна туристская группа. И не две. Сколько их было, сказать сложно, но наверное много. Все они были уже собраны и увязаны, и по очереди отплывали от берега.

1.05.05

Утром начались увязки и надувательство. Капитаны варили макароны и длинной макарониной связывали рамы катамаранов. Потом все по очереди дули в баллоны.

Пропустили вперед несколько групп - будут разведчиками. И ледоколами. Думали, мы самые хитрые. А вот и нет - хитрые сейчас в Крыму.

Но вот, наконец, лед тронулся, то есть мы тронулись. Хотя, есть мнение, что тронулись мы все гораздо раньше. Шкрябая веслами по льду и отпихивая особо нахальные льдины ногами, мы пошли вдоль берега озера. Пошел снег.

Обошли по берегу строящийся рыбзавод. Озеро нехотя и плавно переходило в реку. Заночевали, как оказалось, на острове. Народ потянуло на поэмы о горячей ванне. И это в самом начале похода! Пришлось отпаивать

2.05.05

Долго нудно гребли. Обещанные пороги все не показывались, хотя по всем картам они должны были быть где-то прямо под нами. Там они и были. Некоторые нам даже удавалось заметить - по легкому убыстрению течения. Весна, однако. Вода прибывала.

После обеда стало чуть веселей - пошло то, что на байдарке можно было бы назвать порожками. Народ пустился в рассуждения, как по спектру шума определить сложность препятствия. Разложили в ряд пару перекатов. "Не нравятся мне эти низкочастотные составляющие," - было резюме матерых физфаковцев: "Явный признак серьезности намерений". Расчитали схему "Электронного дистанционного определителя категории порога". Расписали программу анализа шума на ассемблере. Прикинули производственные затраты и грядущую прибыль от продажи приборчиков...

Возвращалась с югов местная крылатая живность. Это вселяло некоторые надежды на потепление.

3.05.05

По лоции должны начаться серьезные препятствия, так что мы как следует отдохнули и привязали стремена. Действительно, пошли хорошие валы. У нашего ката слегка подспустили баллоны, и на валах их очень забавно болтало. Забавно - это со стороны. А нам с Ленкой было не до смеха - каково это - получить по физиономии сложившимся носом катамарана.

Потом обнаружился непроходимый завал, что-то вроде бобровой плотины. Карельские бобры, судя по этой плотине, значительно превосходят по размерам своих подмосковных собратьев и приближаются к небольшим мамонтам. Самих мы их, правда, не видели.

К вечеру подошли к мосту. По описанию за ним был порог. По ощущениям - Порог. Сквоз шум воды удалось расслышать крик Васи: "Я туда не хочу!".

Первый кат прошел под мостом и смело ушел за поворот. Второй за ним. Мы потихоньку пошли вперед - вроде весла из порога не всплыли. ИМХО, останавливаться для просмотра, наверное, надо было до моста. После поворота у нас уже был только один путь - вперед.

Посреди порога рос маленький кривой островок, что нас на миг озадачило (больше времени на озадачки там не было:). Похоже, этот порог - остатки моста или плотины. Прошли по левому сливу (правый, по-моему, слегка непроходим), хорошо так прошли с перепугу. Пристали к правому берегу, побежали смотреть, что это мы прошли. Оно впечатляло. Мы даже забыли спирт разбавить.

А ребята с первого ката приложились к островку рамой. Даже немного погнули. Раму. Над Мостовым порогом в лесочке два серьезных мужика вдумчиво собирали чудовищного вида катамаран. Если наши сравнивать с Т-34, то их устройство напоминало танк Маус или, скорее, «харибду» из Далекой Радуги.

4.05.05

Решили выйти пораньше. Как всегда. Вышли в половине третьего. За что люблю водные походы (в отличие от горных, хотя горные тоже люблю), так это за то, что утром необязательно спешить. Левый приток - река Пенсанйоки. За ней начались разнообразные порожки и перекатики, один из них удалось отождествить по карте - порог Кауракоски. И еще один - Колокоски. Наверное, на байде или каяке или в низкую воду они сложны и интересны, но с наших танков...

Обещанного в лоции и нарисованного на всех картах моста перед порогом Блюдце мы не обнаружили. На берегах можно заметить его остатки, если внимательно смотреть. Сам порог представляет собой ступеньку, мы проходили его у правого берега - там много удобных точек для фото и видеосъемки, и мы шли поближе к "фотопапарацам", чтобы в кадре были лучше видны наши мужественные рожи.

Прошли еще пару перекатиков и заночевали не доходя до Лососевой шиверы. Все самое вкусное осталось на завтра. Вечером особо культурные представители организовали баню обливного (из кана) типа, вымылись и причесались. Герлы сушили хайры над файром - идилия. Потом всю ночь играли в мафию.

В это время мимо нас чинно проплывали разнообразные плавсредства. Народ прибывал, готовился к завтрашним порогам.