Кафедра земли и неподземных вод

(май 2005г)

<< Начало

5.05.05

Нас разбудили крики "подъём". Но звучали они как-то вяло и безнадежно, так что просыпались мы медленно и со вкусом. Вышли часов в 12.

Где-то к обеду подошли к всемирно известному порогу Розовый слон.

Пристали к берегу и поперлись на просмотр. Вода в пороге низвергалась стремительным домкратом, наводя своим видом на мысли о вечном, например о том, как неприятно плыть в мокрой и холодной речке. К счастью, левая сторона потока выглядела намного более приветливо. Всего-навсего пологий слив в несколько метров и каменный островок в конце. Решили что первыми пойдем мы, встанем у островка и запечатлеем все остальное на пленке. Видеокамера была установлена на катамаране, стремена подтянуты, мандраж преодолен. Вася отдал последнюю команду : "Когда я скажу НАПРАВО, пусть Аня изо всех сил повернет НАПРАВО". Дальше была водяная горка и мощное "бубух!" в конце. Потом Вася заорал свое "Направо" и мы аккуратно прошли рядом с островком, чуть задев его баллонами. Порог был пройден. Проведенный тут же осмотр выявил некоторую неисправность оборудования. Оказалось что мы с Васей почти одновременно влетели в штатив (он правым локтем, я левым). Развязав и распутав ножки штатива мы придали им слегка прямолинейный вид и водрузили камеру на место. Вовремя. Потому что сверху по левой стороне порога (по левой !) пошел рафт. Я еще успел снять как он кильнулся, и тут наш капитан закричал "Вперед!". Мы поплыли вытаскивать тонущий экипаж. Сам рафт мы прицепили на буксир, а вот с людьми вышла проблема : в их ОЗКшки налилась вода, и ребята не смогли вылезти на рафт. Со всем этим грузом мы старательно выполняли команду капитана. Я греб как в последний раз, греб изо всех сил, весло гнулось, вода бурлила. Все сооружение стояло на месте. Пришлось грести еще сильнее. Тогда нас начало потихоньку сносить вбок. Вася потребовал удвоить усилия. Если бы мы были пароходом, котел бы точно лопнул. Не знаю как, но мы доплыли до берега. Высадили ребят, отцепили рафт и поплыли за остальными. Вот тут, в процессе спасработ, и был демонтирован штатив. То, как два наших ката по очереди впилились в каменный островок под порогом, я снимал уже с рук. У них не было Васи чтобы скомандовать "Направо". Второй наш кат снимался с островка довольно долго. Вася же, чувствуя наше превосходство над Розовым Слоном, возгордился.

Обратите внимание, уважаемый читатель, как из множества мелочей складывается стройная картина бытия. Возгордившийся Вася, отвязанный от катамарана штатив - все это фрагменты дальнейшего повествования, каждый из которых в самом ближайшем будущем окажет влияние на весь ход путешествия.

Следующий порог назывался "Мельница". При виде его мне захотелось немного посидеть на берегу и я взял творческий отпуск. Вооружился фотоаппаратом и пошел искать точку съемки. На этой точке меня отловил неизвестный водник и вручил мне свой фотоаппарат (Никон D70) чтобы я снял их проход тоже. Обвешанный фототехникой, я стал ждать развития событий. Сначала прошел один наш кат. Потом - владельцы D70. Потом - еще один наш кат. Потом неизвестный водник пришел за своим фотоаппаратом (как выяснилось, он правильно сделал). И вот из-за кустов выплыл третий наш кат, ведомый Васей.

Что там было сделано неправильно, можно обсуждать долго. Капитан, вдохновленный легкой победой над Слоном, "Что-то напутал, или не рассчитал", как говорилось в стихотворении про Васю уже лет 15 назад. Кат-шестерка с четырьмя людьми и полным грузом, шести метров в длину и с полтонны весом кильнулся в одно мгновение. Свалился в бочку, немного помедлил и одним резким движением показал миру свои желтые баллоны. Мне удалось сделать четыре кадра : от момента захода на порог до момента появления первых выплывших. Дольше всех под водой обреталась Лена. После этого было уже не до съемок - я побежал на второй кат, отплывающий на спасательные работы. С берега незнакомые люди кидали нам весла - спасибо им. Удивительно то, что вещи удалось спасти все. Почти все. Утонул (как вы уже догадались) штатив.

Все произошло так быстро, что было даже немного обидно - в голливудских фильмах катамараны переворачиваются медленно и красиво, долго стоят на одном баллоне, срывая визги и аплодисменты публики, и лишь потом плавно плюхаются, расплескивая на берега воды неглубокой речки. А тут - раз - и уже под водой. И несет куда-то. Вниз. Что там вчера гнали про донное течение? Сашка на берегу, это хорошо. И фотоаппараты. Так, еще весло Вася велел не выпускать, что бы ни случилось, где оно? В руке. Несет вверх. Всплываю. Ленки не видно, остальные тут. В бочке весело мелькают желтые брюшки нашего ката, метелит его там не по детски. Вот уже поплыли оторвавшиеся гермы - а ведь я их перед порогом специально утягивала. Рассчитываю свой дрейф к ближайшему берегу, так чтобы перехватить пару плывущих предметов. Еще весло это в руке - куда бы его... Из этих раздумий - и из воды - меня вытаскивает наша спасательная команда.

Весло Димы силой порога свернуло в штопор. Выпрямить его на речке так до конца и не удалось. Ловля вещей, переодевание и согревание заняло довольно много времени. Хорошо хоть сверху светило солнце, своим видом внушая : вам тепло. вам очень тепло. ввыы соввссеемм не меррзззнете.

Пока мы переодеваемся и внутренне греемся, порог проходят подряд несколько рафтов. В процессе прохода с каждого рафта вылетают 1-2 человека, сидевшие на носу. Видимо, это особенность жанра. Как эскимосские перевороты у каякеров.

Каньон

Немного придя в себя после переворота, мы продолжили наш путь по порогам. На нашем пути встал порог "Каньон". Рассказывают, что он дал название речке - "Уукса" по-фински "дверь". Между двух скал река образовала водопад высотой несколько метров. После просмотра состоялась очередная смена нашего многострадального экипажа. Я сел на свое место, а место Лены занял Дима. На старт, внимание, пуск ! Наш катамаран легко прошел порог по левой, более безопасной его стороне. Проходившие мимо катамаранщики спросили, почему мы не идем справа - там ведь сложнее. Ну уж нафиг. Искать себе трудностей, чтобы их потом преодолевать - дело для комсомольцев.

Храмина

Когда-то давно один политический деятель выступил с идеей электрификации всей России. Не знаю, как вся Россия, но Финляндия к тому моменту уже была электрифицирована. И вот последствия этой электрификации Финляндии оказались на нашем пути в виде страшного порога "Храмина". Все как всегда. В 50-е годы Советская власть задалась целью куда-нибудь кого-нибудь переселить. А чтобы они не возвращались к удобствам и благам цивилизации, плотины ГЭС взорвали. Какие это были плотины ! Из огромных гранитных валунов, прочные как скалы. Уничтожить их совсем так и не удалось. На реках образовались пороги, причем одного из наиболее опасных видов. Поглядев на такое дело, мы решили обносить.

По заснеженной весенней дороге, по колено в снегу, мы гордо пронесли наши плавсредства. Пройдя дальше в поисках места для спуска на воду, мы встретили сохнущих туристов. Пьяненькая тетенька восторженно убеждала нас идти порог. Сказала что они вот прошли без проблем. На катамаране. Надо только идти под левым берегом. Вот они прошли и мы пройдем. На катамаране. А правым берегом ни-ни. Нельзя. Надо левым. Ну прошли же они. Без проблем. Правда, перевернулись. Тут мы поняли, что наше решение было правильным. Хотя для постановки лагеря над плотиной нашлось всего два сухих места : в луже и в ручье. После некоторых сомнений мы сделали выбор : в лужу поставили палатки, а в ручье развели костер и сделали стол. Пожрали, попили и легли спать.

6.05.05

Утром еще поснимали роскошный водопад и штурмующих его безумцев.

После того, как основная масса экстремалов успешно прошла порог, и страховку сняли, и все расслабились, откуда-то взялся кат-двойка с двумя девочками. Шли они так, что смотреть было страшно. Сделали пару разворотов вокруг оси, пролетели по самому краю языка и успешно свалились вниз.

Погода явно портилась, небо затянуло еще с вечера, временами накрапывало. На сладкое нам осталось пара шивер, не считая той, что начиналась прямо после порога. На всякий случай мы шли аккуратненько, не хотелось купаться в последний день, да еще в такую погоду.

Заночевали на окраине деревни, на полянке за автобусной остановкой. Шел дождь. Мы развязывались и увязывались. Некоторым удалось даже поспать.

6.05.05

Просыпались тяжело. "Как отвратительно в России по утрам..." Пришел местный кошак, намекнул на банку сгущенки. Нам не жалко... Белый "Мерседес" подобрал нас на остановке и доставил в Петрозаводск.

P.S. Об этом походе мы сделали фильм. Во второй части собраны все проходы порогов, сделанные не нашими экипажами, но оставшиеся у нас на пленке. Желающие получить фильм - пишите.